Современные социально-философские представления о личности базируются на положениях и теориях, содержащихся в работах мыслителей, исследующих личность в разные периоды истории философии, а также достижения гуманитарных и социальных наук в изучении человека.
Философия пользуется содержательным понятием "человек", которое рассматривает его в биологическом, ментальном, культурном аспектах. Психология в отличие от философии больше заостряет внимание на индивидуальных различиях людей (черты характера, тип темперамента, специфика поведения), а социология берет в расчет социальные качества, формирующиеся у человека во взаимодействии с другими людьми.
Соединяя эти концепции и выводы, социальная философия исследует личность в обширном контексте социально-философских знаний, основывающихся на системном и каузальном подходах к общественной жизни в целом, отдельным ее сферам, взаимоотношению личности и общества. С помощью конкретно-исторического подхода можно проводить типологию личности и способы ее взаимоотношений с обществом, соответствующих конкретному историческому периоду, цивилизации.
В социальной философии выделяется категориальная сетка, в которой четко обозначены понятия "человек-индивид-субъект- индивидуальность-личность", каждое из которых имеет свое содержание, но, взятые вместе эти понятия раскрывают возможные и реальные этапы развития личности как социального феномена.
Важнейшая проблема, которую решает социальная философия - это соотношение социального и биологического в человеке. Из понимания социальных и биологических различий между людьми вытекают два принципиальных подхода к восприятию целостности природы человека:
Монистический взгляд на человека, разделяемый большинством современных исследователей, заключается в том, что психическая сфера человека, его мысли, настроение, эмоции и чувства - это результат функционирования нервных клеток головного мозга, являющегося составной частью организма человека. Получается, что данная проблематика не может быть сведена к тому, есть ли человек по своей природе существо только биологическое или только социальное, не подлежит сомнению: он и то, и другое.
Дуалистическая концепция человека базируется на том, что человек изучается как существо, которое состоит, с одной стороны, из материального организма, с другой стороны - из нематериальной души, являющейся самостоятельной субстанцией и управляющей этим организмом.
Таким образом, не совпадают проявления индивида, личности, индивидуальности, изучаемые в рамках независимых по отношению друг к другу биогенетического, социогенетического и персоногенетического течений современного знания о человеке.
Внимание представителей биогенетического направления (Мальтус Т., Фрейд З., Холл М.) обращено в первую очередь на проблему развития человека как индивида, обладающего конкретными антропогенетическими свойствами (пол, биологический возраст, темперамент), которые проходят разные этапы созревания в ходе реализации филогенетической программы вида в онтогенезе.
Социогенетическое направление, в отличие от биогенетического, определяет природу человека через призму общественных взаимоотношений, противопоставляя при этом социальное биологическому, а биологическое начало определяют в человеке как низменное. Внимание заостряется на анализе общественных взаимоотношений и на выявлении той роли, которую общество играет в формировании индивида, личности. Следовательно, общественный аспект преобладает над индивидуальным, подавляет и растворяет его в себе, что представляется характерным для тотальных социальных систем и обосновывающих их философских теорий.
Например, позиция марксистов отличается социологическим детерминизмом в понимании человека, что ярко проявилось в словах Маркса К.: "Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений".
Человек в марксистской концепции полностью растворяется в обществе, подчиняется ему и зависит от него, вся жизнь человека посвящена коллективу, он трудится ради достижения общего блага. Представители различных социогенетических течений (Маркс К., Торндайк Э., Скиннер Б.Ф.) исследуют процессы социализации человека, освоения им социальных правил и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентиров, формирование социального и национального характера человека как типичного члена определенной общности.
В центре внимания персоногенетического ориентирования (Пиаже Ж., Келли Дж.) находятся проблемы активности, творчества и самосознания личности, формирование Я человека, борьбы мотиваций, воспитания способностей и индивидуального характера, личностного выбора и самореализации, неустанного поиска смысла жизни. Каждой личности присуща сознательно-волевая активность, основой которой является рациональная деятельность.
В выделении биогенетической, социогенетической и персоногенетической направленностей отображается метафизическая схема детерминации развития личности под воздействием двух факторов:
Если говорить о влиянии социальной среды на человека, то нужно учитывать ее многослойность. Мегасреда влияет на человека (социальный мир человека, затрагивающий интересы всего человечества и определяющий в условиях интернационализированного информационного пространства духовные, социально-психологические особенности эпохи), макросреда (определенное общество, государство, к которому человек относится по рождению, воспитанию и месту проживания), микросреда (близкое социальное окружение человека, отраженное тремя референтными группами: семья, первичный коллектив, приятели).
В настоящий момент можно выделить факторы, воздействующие на формирование личности:
Личность формируется также в процессе общения и деятельности. Другими словами, формирование ее по сути является процессом социализации индивида.
В конкретно-исторических условиях личность представляется целостностью, тип ее формирует конкретная социальная система. Под личностью необходимо понимать реальность индивида как социального феномена, реализующего себя в разнообразных видах социальной коммуникации и действия. Социальные черты личности проявляются в ее поступках и действиях, а также в отношении к другим членам общества. Внешние поступки человека раскрывают его внутренний мир, многое говорят о его нравственных и духовных качествах.