Для античного мира наиболее характерен созерцательный подход к познанию, согласно которому познание предстает как пассивный процесс, созерцание, отражение субъектом активно воздействующего на него объекта.
Противоположный ему подход носит название конструктивизма. Согласно ему, в познании приоритет отдается познавательной активности субъекта, без него никакой процесс познания невозможен в принципе.
К представителям созерцательного подхода относятся следующие философы:
Демокрит, описывая процесс познания, указывал, что с предметов стекают тончайшие слои атомов, которые формируют в воздухе образы предметов. Эти отпечатки попадают на органы чувств человека, а с них уже в голову. Таким образом, именно воздействие объекта в этом процессе главное.
Интересный взгляд на познание имел Платон. Согласно его точке зрения, познание заключалось в припоминании, восстановлении при помощи органов чувств того знания, что человеку уже принадлежало. В его душе имеются все знания, человек только помогает душе вспомнить те знания, которые ей присущи изначально. Душа уже когда-то все видела и слышала, в те времена, когда сопутствовала богу, т.е. когда находилась в мире чистых идей.
Ф. Бэкон исходил из того, что сознание - это отражение, подобное зеркальному. Однако зеркало имеет разную степень чистоты. Для наилучшего изображения его нужно отполировать, тогда изображение становится неискаженным. Тоже самое стоит делать с человеческим сознанием, его надо очищать от призраков, под которыми Бэкон понимал идолов. Они искажают истинное видение мира, мешают проникнуть в глубь вещей. Призраки бывают разные. Одни присущи все людям, другие же появляются в ходе индивидуального развития человека.
Особо он выделял следующие призраки:
Об определенной «настройке» говорил и Дидро. Он также придерживался позиции созерцательности, считая, что объект воздействует на субъект, оставляя свои отпечатки в его сознании. Для адекватного восприятия объекта необходимо, чтобы человек, а в особенности его нервная система и органы чувств, были здоровы. Дидро сравнивал человека с фортепиано, указывая, что оно вообразило, что является одним на свете, и именно от него исходит гармония мира. Так Дидро критиковал идеалистические представления других философов.
Канту уже был характерен трансцендентальный идеализм. Он полагал, что любое познание начинается с опыта. Внешние объекты, воздействуя на органы чувств, вызывают ощущения, восприятия, представления. Однако не меньшее воздействие оказывает сама познавательная способность человека. При этом кант утверждает, что опыт не может дать человеку всего, не передает его суждениям «истинной и строгой всеобщности». Всебщие и необходимые суждения Кант называет априорными. Кроме того, он выделяет априорные категории рассудка, к которым отнес единство, цельность, множество, отрицание, причинность, существование.
К априорным формам знания Кант также относил пространство и время. Под воздействием ощущения упорядочиваются, выстраиваются в одну смысловую связь, составляют восприятие. Уже на их основе начинает свою работу рассудок, который перерабатывает полученные ощущения и восприятия в единое понятие.
Рассуждая о границах познаваемости мира, Кант выводит такую категорию, как «вещь в себе». С его точки зрения, любая вещь может быть познана постольку, поскольку она открыта для нас. Познать что-либо полностью нет возможности, ибо всегда остаются свойства, характеризующие «вещь в себе». Таким образом, знание человека всегда отличается от того, каким оно есть в действительности, сущность вещей познания неподвластна.
Однако это не исключает прогресса в познании. Познание в его исторической перспективе представляет собой сложный процесс, которому свойственна противоречивость и нелинейность.
Маркс в своей гносеологии большое внимание отводил опыту, реальной активности личности, ее практике. Он полагал, что только живая практика соединяет человека с окружающим миром. Изменяя мир, человек изменяет себя. Маркс также обращается к категориям опредмечивания и распредмечивания.
Опредмечивание - это процесс закладывания в предмет его функций, сущностей и смысла в процессе его создания путем прикладывания трудовых усилий. Распредмечивание является обратным процессом, т.е. раскрытием вложенных свойств в предмет посредством его эксплуатации. Эти категории выражают единство практики и познания, тем самым у Маркса происходит соединение созерцательного и конструктивистского подходов.
В общем смысле, опредмечивание и распредмечивание составляют цельный процесс преобразования природного материала в социальные предметы, а потом переход к идеальным мыслительным конструкциям.
М. Вебер разработал теорию идеальных типов, которые создаются исследователем, пребывающим под влиянием определенных ценностей, научных ориентаций, используя методы абстрагирования и идеализации.
Идеальный тип представляет собой удобный инструментарий, метод, при помощи которого исследователь может описать определенные явления действительности. Такие типы всегда имеют ценностную и смысловую нагрузку, которая в большей степени носит субъективный характер, чем объективный.
Между реальным объектом и идеальным типом всегда имеется некоторое несовпадение, «зазор». Однако через такие модели ученый может проводить обобщения, выделять наиболее существенные черты реального объекта, выстраивать концептуальную модель.