Аксиология – учение о ценностях.
Использование ценностей в понятии нравственно должного приписывается Канту. В его понятии ценность – это то, что восходит к долженствованию и свободе. Речь идет о нормативном значении ценностей, которые представляют собой цели, требования, формулы и тд.
В рамках правовой аксиологии можно выделить:
В рамках легизма, приравнивающегося к закону и праву, отрицающего сущность права от произвола, в принципе нереально говорить о правовой ценности закона.
Принимая во внимание отрицание свойств и характеристик легизм в плане аксиологии отрицает правовые ценности и признает лишь ценность закона. К тому же, как таковая ценность закона решена правового ценностного смысла.
Легистская ценность закона – это официальная общеобязанность, властная императивность.
Весомость в этом плане имеет подход Кельзена, согласно которому право ценно только как норма. При этом норма – это чистое приказание, но не норма равенства, свободы или справедливости. Она, как правило, ничего не содержит.
Согласно данной аксиологии, естественное право воплощает в себе объективные свойства и ценности, и поэтому выступает как образец для ценностной оценки права. При этом естественное право понимается, как нравственное явление.
Данная аксиология включает в себя также и различные моральные характеристики (религиозные, нравственные). В результате такого пересечения морали и права, естественное право представляет собой переплетение разных социальных норм, подобно комплексу.
При этом позитивное право и государство расценивается с этических позиций. Совокупность характеристик и свойств естественного права в общем виде представляет собой выражение абсолютной справедливости. При этом справедливость представляется как нравственное явление, поэтому естественно-правовые концепции имеют относительную ценность.
Согласно данной аксиологии ценность права состоит в том, что право является всеобщей формой выражения человеческих ценностей. При этом право не смешивают с фактическими отношениями.
Так равенство, свобода и справедливость – это правовые формальности, а не фактичности. Подобная юридико-формализованная концепция права, в аксиологическом плане, позволяет утверждать, что речь идет о правовых ценностях. Причем сами правовые ценности – носят всеобщий и общезначимый характер. Беря это во внимание, право выступает как неформализованный носитель морали.
Правовая форма, как форма свободы и справедливости, определена и содержательна. Такая концепция формально-правовой трактовки в качестве моментов правовой формы четко определяет ценностный статус права. С данных позиций должно определяться ценностное значение всех феноменов в сфере сущего.
Эту сферу составляют, в рамках юридической аксиологии, закон и государство во всех их проявлениях. В юридической аксиологии рассматривается оценка, с позиции права, государства. При этом право выступает для закона как цель. Это означает, что закон, государство, юридически значимое поведение людей. Закон и государство ценно лишь, как правовое явление.
В этой плоскости отношение должного и сущего выражает идею необходимости совершенствования форм государства, поведения людей и позитивного права.
Основная тематика юридической аксиологии – это проблемы понимания права как ценности. Государство включается в аксиологию, как правовое явление – как правовой организации публичной власти свободных членов общества. Таким образом юридическая аксиология предполагает различие и соотношение права и закона.