Постпозитивизм – это общее обозначение нескольких течений в области философии науки, которое объединены своим критическим отношением к гносеологическим и эпистемологическим концепциям, сформированными в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта.
Постпозитивизм берёт своё начало в критическом рационализме австрийского и британского философа Карла Поппера. В своём учении Поппер раскритиковал классическую позитивистскую модель познания, а именно идею «чистого эмпиризма», полагая, что эмпирические суждения подвержены ошибкам не в меньшей степени чем теоретические суждения.
Карл Поппер в области науки противопоставляет верификационному принципу принцип фальсификации. Согласно принципу фальсификации научной теорией является такого рода теория, к которой найдется факт, противоречащий основным положениям этой теории. Поппер считал, что если какая-либо теория фальсифицирована, то эту теорию необходимо основательно пересмотреть и переработать, или даже заменить её более верной теорией.
Важно отметить, что в концепции Поппера «факт» интерпретируется довольно широко – это не просто и не только факты, а также все возможные мыслимые суждения о фактах. Так как конечным результатом фальсификации какой-либо теории является выдвижение новой, то в научном познании исследователь должен не всяческим образом сохранять и спасать теорию, а напротив, стараться всеми способами опровергнуть её.
Принцип фальсификации Карла Поппера был создан не только для того чтобы отделять научные и ненаучные теории друг от друга, но и с целью сравнения научных теорий по степени их предпочтительности. В своей философии и методологии науки Карл Поппер акцентировал внимание на негативных примерах, фактах, опровержениях, аргументах, другими словами на критике уже созданных и формируемых теорий, с целью поиска критерия истинности научных знаний.
Помимо всего прочего, Поппер создал учение о трёх мирах, согласно которому существуют: мир человеческого знания, мир вещей, мир объективного знания. Поппер утверждал, что в познавательном смысле эти три мира не могут сводиться друг к другу. Поппер это объяснял тем, что субъект познания, создав теорию и оформив её языком науки, дает ей объективное существование, и с данного момента времени теория уже существует в независимости от воли субъекта. В связи с этим, мир знаний существует отдельно и в независимости от сознания субъекта. Однако только в мире объективного знания осуществляется рост и развитие научного знания, под которым Карл Поппер понимал, в первую очередь, последовательную смену научных теорий с постепенным возрастанием уровня их совершенства.
В философии существует особое течение, а именно «философия науки». Это философское течение, как и многие другие, прошло через несколько ступеней развития. Точкой отсчета становления и развития философии науки можно считать её «позитивистское рождение», когда возникла острая потребность в исследования методов, логики и языка сферы точных наук. На разных ступенях развития философии науки во главе угла стояли самые различные темы и проблемы научного исследования. Ключевая цель философии науки на первых этапах её развития состояла в том, чтобы понять сущность и структуру естественнонаучной теории как таковой, набор инструментов образования теоретического знания. На первых этапах, на этапах позитивизма, речь шла о проблематике роста научного знания.
На каждом последующем этапе философии науки позитивисты стремились достичь всё более последовательной и строгой «ориентации на науку», однако на каждом новом этапе одновременно происходил процесс размежевания философии науки и реального содержания развивающейся научной теории.
Логико-позитивистская концепция анализа науки с течением времени в большей степени обнаруживала своё несоответствие действительной практике науки, философским осмыслением которой она себя представляла. Результатом такого несоответствия в конечном итоге стало то, что среди представителей философии науки общепринятым стало мнение о том, что логико-позитивистская концепция, которая претендовала на точность, строгость и доказательность научных и положений и утверждений, сама является только вариантом «метафизики», причем вариантом несостоятельным. В дальнейшем развитии позитивистской философии на смену логическому позитивизму пришли новые течения, однако оставшиеся в области аналитической философии.
Неопозитивизм на протяжении всего своего существования был эмпиризмом, но с течением времени неопозитивизм умерил свои требования к эмпирическому знанию. Представители неопозитивизма признавали, что философия по сути сводится к логике науки, иными словами к логической теории языка. Развитие неопозитивизма можно представить следующим образом:
Характерной чертой постпозитивизма являются попытки проанализировать влияние разных «вненаучных» факторов – культурных, социальных, духовных, политических на процесс роста научного знания. В постпозитивизме наука перестает существовать в качестве вида деятельности, замкнутого на себе самом. В постпозитивистских философских концепциях наука начинает соприкасаться и взаимодействовать с обществом и культурой. Нужно отметить, что такого рода взаимодействие всегда существовало, но именно в постпозитивизме проблемы социокультурных измерений процесса научного познания становится для философов науки интересной и «перспективной» темой.
Подводя итог, необходимо отметить, что несмотря на существование, как в неопозитивизме, так и в постпозитивизме ложных взглядов и конкретных неверных течений, в общем и целом неопозитивисты и постпозитивисты сформировали ключевой блок проблем и направлений дальнейшего развития философии науки:
В философии науку присутствует множество других проблем и задач. Все это актуально и сегодня, и продолжает быть предметом исследования современных философов и методологов науки.
Среди основных представителей постпозитивизма нужно выделить следующих исследователей: