Методы и формы познания мира


Методы и формы познания мира

Чувственное познание окружающего мира

Чувственная познавательная деятельность, или живая созерцательность, активно отображает органами чувств индивида объекты и действия материальной действительности. Предпосылка чувственной познавательной деятельности заключается во включении индивида во всеобщий круговорот природных и общественных событий.

Чувственная познавательная деятельность существует в трех формах:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление.

Определение ощущения

Ощущения отображают индивидуальные стороны и качества явлений и вещей материальной действительности, душевное состояние организма при естественном влиянии на рецептивные органы индивида предметного раздражителя.

Ощущения можно дифференцировать на:

  • экстероцепторы (внешние), отображают признаки вещей и объектов внешней действительности;
  • интероцепторы (внутренние), отображающие общее состояние организма;
  • внутренние-внешние.
Замечание 1

Необходимо обозначить такие типы ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, термические.

Ощущением является и чувственная составляющая и деятельностный элемент, а также различные реактивные проявления организма. Вне действий и движений оно будет невозможным, в том числе и без внешнего раздражителя.

Субъективные ощущения не могут функционировать раздельно или обособленно от человека, а также целиком зависимы от строгой организации органов чувств, мозгового функционирования, нервной деятельности, степени развитости знаний и практической сферы человека. В то же время чувствование субъективно как идеальный формат материальной вещи, оно полностью противопоставлено их объективной экзистенции.

Характеристика восприятия и представления

Восприятием является комплексный чувственный предметный образ, который формируется под воздействием мозга из ощущения под влиянием на органы чувств такого объекта. Восприятие может быть вызвано прямым влиянием предмета или объекта. Отсюда, они есть только ступенька для трансформации чувственной познавательной деятельности на более высокую стадию отображения в виде представлений.

Представлением называется собирательный образ вещей и их взаимоотношений. Оно оформляется на основании восприятия, ощущения, которые были получены ранее, и способно складываться без влияния данных вещей на органы чувств. Представление отличается характерным признаком - обобщением, то есть более глубинным отображением объекта. Оно является источником фантазирования и воображения. На основании его формируются не только конкретные образы, существующие в реальной действительности, но и те моменты, которых изначально быть не может.

Рациональная форма познавательной деятельности

Абстрактная мыслительная деятельность (рациональная познавательная форма) есть не просто способ проникновения во внутренний мир предметов, способ отображения закономерностей и принципов, которая определяет их существование, но и предстает в качестве активного, творческого функционирования установления и разрешения проблематики. Таким образом, она является высшей познавательной ступенью. Абстрактный логический мыслительный процесс опосредованно отражает окружающую действительность. Он формируется и совершенствуется только на основании чувственного отображения и теснейшим образом связан с внешним реальным миром посредством органов чувств.

Абстрактная мыслительная деятельность в обобщенной форме отображает действительность. При помощи анализа и сравнения таких органов чувств мыслительная сфера вычленяет общие похожие свойства у разных объектов реального мира. Логической познавательной деятельности присуще такое качество как конкретизирование. Оно проявляется в том, что мыслительный (познавательный) процесс не ограничивается абстрактной ступенью (общим заключением, закономерностями, положениями, принципами), а на их основании при помощи анализирования и синтезирования, сравнительного метода использует обобщенные знания к новым доказательствам, аргументам, отдельному, частному процессу.

Виды рациональной познавательной деятельности

Основные виды рациональной познавательной деятельности:

  • понятие,
  • суждение,
  • умозаключение.

Понятием называется простейшая модель мыслительной функции, отражающая осознание внутренних сторон вещей, их сути, закономерностей, которые определяют само существование вещей, их конкретное и универсальное происхождение. Понятие формируется при помощи конкретных мыслительных операций:

  • обособление вещи как необычной, новой, неизвестной или определенных ее качеств, признаков;
  • переработка и понимание неизвестных моментов на основании известных;
  • анализирования и синтезирования;
  • аналогии и обобщения, как вычленения единого в совершенно разном;
  • типологизации и систематизирования.
Замечание 2

В противоположность восприятию и ощущению, а также представлению, понятие способно глубинно отражать реальное положение вещей.

Другая ступень рациональной познавательной деятельности называется суждением. В широком смысле под суждением подразумевают мысль, идею, где при помощи логически связанного понятия что-либо утверждают или отрицают о познавательном объекте. Суждения бывают истинными и ложными. В качестве критерия истины их, как и любой другой познавательной формы, выступает практическая деятельность, а также прикладной характер.

Умозаключение - это форма мыслительного процесса, когда на основании различных суждений по принципам логики оформляется определенное следствие, подводятся итоги. Умозаключение, как правило, получают исходя из законов логики, и вытекает оно из истинного суждения, поэтому всегда включает в себя новые знания.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :