Иммануил Кант является ярчайшей фигурой в философии, которая оказала огромное влияние на ее дальнейшее развития. Именно с него начинается золотой период немецкой философии, получивший название классической. Кант является сторонником субъективного идеализма.
Субъективный идеализм — течение в философии, согласно которому реальность напрямую связана с волей и сознанием человека. Представители субъективного идеализма считают, что весь мир и есть совокупность ощущений и представлений человека. Или же некоторые представители этого течения считают, что совокупность всех ощущений человека является неотделимой частью этого мира.
Творчество Канта принято делить на два основных этапа - докритический период и критический период.
В докритический период И. Кант занимается вопросами естествознания. В критический период он стремится ответить на вопрос возможно ли получение чистого знания, не связанного с чувственным познанием, а выводимое только при помощи работы ума.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос Кант вводит два вида суждений:
Понятие «априори» означает «ВНЕ ОПЫТА», а понятие «апостериори» - «ИЗ ОПЫТА».
Кант считал, что познавательный опыт основан на видах суждения, и не может проходить с чистого листа.
В теории познания Канта важно описание познавательного процесса в трех этапах:
Метафизика по Канту - это наука об априорном познании с помощью чистого разума, не имеющая никакого отношения ни с внешним, ни с внутренним опытом, а имеет дело с априорными синтетическими понятиями.
Так как опыт не может привести к исчерпывающему знанию метафизика занимается изучением трех основных предметов: Бог, свобода и бессмертие — это трансцендентальные идеи, стоящие на границе постигаемого и не постигаемого, за пределами этих границ находится мир ноуменальных вещей.
Философия И. Канта была очень популярна среди русских писателей. Льву Толстому снились кантовские афоризмы, он считал себя полным сторонником его философии. Популяризацию трудов И. Канта Толстой считал величайшим делом. Особенно созвучны Льву Толстому были идеи Канта, касаемые человека, души, общества. Так, немецкий философ говорил, что наполнить душу самым сильным удивлением и благоговением может звездное небо и моральный закон внутри каждого человека.
Проблема человека все более интересует И. Канта с развитием его философии. Общепризнана точка зрения о том, что для философии философа присущи идеи любви, гуманности, переживание за человека.
В своей работе 1800 года «Логика» все поприще философского знания Кант подводит под ряд вопросов:
Вопрос «Что я могу знать» является проблемой метафизики; вопрос, что я должен знать — проблема морали; на вопрос "на что я могу надеяться?» отвечает религия; на вопрос «Что такое человек» относится к проблематики антропологии.
В другой работе 1798 года - «Антропологии» - немецкий философ выделяет три способности души:
Кант писал: «Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков девиз Просвещения».
На И. Канта большое влияние оказали идеи Ж.Ж. Руссо, после которых Кант решает заниматься вопросами, решение которых помогло бы человеку, он решает заняться «наукой, действительно нужной человеку», науке о том, «каким надо быть, чтобы быть человеком». Итак, что же такое человек? Быть человеком, согласно Канту, значит быть свободным. Так как сама природа человека основана на свободе.
В своих трудах, в том числе и «Критике чистого разума», Кант стремится решить не только гносеологические проблемы, но и разрешить антиномии, которые связаны со свободой. В работе «Критика практического разума» он отразил все свои идеи о том, каким должен быть человек, чтобы собственно и быть Человеком. Свобода, такая необходимая для существования человека, подвластно тому, кто осознает свой долг и силу.
Свобода по Канту — это выполнение долга.
В конце 80-х годов И. Кант отказывается от идей метафизики «Критики чистого разума». Хотя целью его предыдущих работ было оформление метафизики, придание ей научности, как науке о сверхъестественном. Но спустя некоторое время, будучи уже достаточно в возрасте, на момент отказа от метафизики Канту было уже 60 лет. Кант приходит к выводу о невозможности создания метафизической дисциплины. Такие метафизические предметы как Бог, бессмертие души, свобода — применяются человеком в его практической жизни. Истина по Канту не в знаниях, а в поведении.
Канта волновали вопросы этического характера, поведение человека. Он сводил все поступки к двум понятиями:
Категорический императив сводится Кантом к трем правилам: