Гносеология представляет собой раздел философского учения, посвященного теории познания и закономерностям познавательной деятельности человека.
Одним из первых задаваться вопросами познания И. Кант, именно он сформулировал основные вопросы гносеологии:
Однако проблема познаваемости мира поднимается уже в античности. Знания мудреца в древнегреческой философии представлялись как универсальные и логически верные умозаключения, которые противопоставлялись нелогичному, изменчивому мнению толпы.
Знание в античности оказывается встроено в общую систему мира, подчинено объективному порядку космоса, таким образом, гносеология оказывается часть онтологии – учения о бытие.
Главное проблемой средневековой философии оказывается проблема соотношения знания и веры. Познание оказывается подчиненным религиозной вере, которая определяет свое отношение к природе, вещам и социальным явлениям.
Только в новое время происходит оформление гносеологии. Принято считать, что именно с Канта начинается эпоха классической гносеологии. Однако ее развитию также способствовали труды более ранних европейски философов – Р. Декарта и Ф. Бэкона.
В период раннего нового времени происходит рост секуляризации общества, знания приобретают особую ценность и силу, потому и сам процесс познания становится объектом исследования. Наука, основанная на подтвержденных фактах и стройных теориях, приобретает особый статус. Повышается роль человека как самостоятельного исследователя, главная человеческая черта – наделенность разумом, он не нуждается в Боге для осуществления познавательной активности.
В своем классическом варианте гносеология ориентирована на научный поиск истины, причем истина должна отвечать принципам универсальности, неизменности и абсолютности. На субъекта, осуществляющего познавательную деятельность, возлагается обязанность по сохранению объективности, быть свободным от предрассудков и пристрастий, а также не вмешиваться в естественный процесс развития вещей. Исследователь должен вести себя как сторонний наблюдатель, познающий с опорой на «чистый» разум.
Как заключает Миронов, это «метафизическое сердце философии» и «действенное средство общемировоззренческой стабилизации социума».
Многие проблемы гносеологии были подняты еще во времена античности, но продолжают волновать и современных философов.
Список этих вопросов может включать в себя следующие темы:
Эти и целый ряд других вопросов представляют собой фундаментальные проблемы гносеологии, вряд ли вообще на них возможен однозначный и определенный ответ.
Однако тонкости в формулировки самих вопросов, развитие каждого нового тезиса, глубина развертывания ответов – вот что определяет развитие философии. В зависимости и от разных философских школ и подходов ответы на эти вопросы также будут разными.
Обобщая все вопросы гносеологии, Кант заключил в итоге в один: «Как возможно истинное знание?»
Познавательный процесс имеет в основе творческую природу, он направлен на получение достоверных знаний о мире, предпосылкой являются следующие положения:
Познавательный процесс может быть направлен на разные задачи. Так, он может ориентирован на конкретные жизненные проблемы, на выявление устойчивых существенных связей, которые находятся вне привычного мира бытия, на расширение собственного духовного опыта.
Один из основных вопросов гносеологии заключается в отношении к проблеме познаваемости мира. Согласно позиции скептиков, познать мир, достигнув истинного знания, невозможно. Данная позиция зародилась еще во времена античности.
Так, Горгий считал, что все ложно, а потому непостижимо. Скептики считают, что всякому утверждению можно противопоставить противоположное, но уже со своими аргументами, тем самым ни одно утверждение не оказывается истинным. Однако найти до конца логичного скептика трудно, поскольку по его же концепции, его пессимистическому взгляду на познавательный процесс, можно противопоставить более позитивный.
Очень схожей оказывается позиция агностиков. Агностицизм отрицает возможность познания сущности вещей и полагает, что у познавательной способности есть свой предел. Однако агностики не отрицают возможность познания в принципе.
Классическую установку агностиков сформулировал Кант. Он считал, что вещи доступны человеческому познанию постольку, поскольку вещи открыты для человека, знанием об истинной сущности вещей располагает только бог, отсюда проистекает его знаменитая категория «вещь в себе».
Позитивные теории познания более разнообразны. Позиция наивного реализма была присуща ученым XVIII-XIX веков. Они считали, что знания человека - это своеобразное отражение реального предмета, наподобие действия зеркала, источником знания являются данные человеческого опыта, в первую очередь, чувственного.
С точки зрения научного реализма, широко распространившегося с XX века, знания у человека формируются под воздействием окружающего мира. Он первичен по отношению к любым продуктам человеческой психики.