Людвиг Фейербах является представителем уникального явления в мировой философии, получившей название «немецкая классическая философия». Другой немецкий философ, Фридрих Энгельс, в своем труде «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» предложил называть период появления философских трактатов, начиная с Канта и заканчивая Фейербахом, классическим этапом немецкой философии. Слово классический здесь передает всю уникальность, своеобразие и огромнейшее влияние на дальнейший ход развития всей философской мысли. Философы, трудившиеся в период с 1750 года по 1850, а именно Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг, некоторые относят к ним Маркса, не всегда разделяли мнения друг друга, в некоторых точек соприкосновения в их философиях совсем не много. Но для всех этих философов характерны такие подходы как рационализм, истоизм, и диалектика. Представители немецкой классической философии стремились придать философии научный вид, поставив ее с другими науками. И немаловажно то, что все эти философы посмотрели на человека как на действующего субъекта, он становится центром мироздания, основой для исследований.
Таким образом, выделяются следующие черты немецкой классической философии:
Людвиг Фейербах изначально учился на теологическом факультете, но вскоре разочаровался в религии. Фейербах был одним из гегельянцев, но в последующем он наиболее ярко критикует основные идеи Гегеля — отказывается от абсолютной идеи и диалектики. По выражению Энгельса Фейербах, вместе с грязной водой выплеснул и ребенка. Он выступает как ярый и последовательный атеист.
Его фундаментальная работа «Сущность христианства», вышедшая в 1841 году привлекла большое внимание.
Людвиг Фейербах вошел в историю как убежденный атеист, и, немаловажно, что он был последовательным в своих высказываниях. Многие русские интеллигенты оказались под влиянием немецкого философа. Религию он понимает как склонность человека изобретать себе оправдания и поклонение Богу, что тормозит развитие человека, и он предлагает верить в самого себя. В ней большое место занимает критика гегелевского идеализма. Он стоит у позиций философского материализма, отвергая идею Бога и Абсолютной идеи. Человек порожден материальной природой и главной задачей философии он видит изучать человека, как телесное существо. В итоге его философию стали называть антропологическим материализмом.
Антропологический материализм — это вид материализма, который рассматривает человека как базовую мировоззренческую категорию, ставит человека в центр всех философских проблем.
Тождество бытия и мышления у Фейербаха выражается в виде психофизической проблемы, в соотношении души и тела человека. В вопросе как же соотносится духовное и телесное философ придерживается мнения, что они тождественны на уровне головного мозга. Он приходит к заключению, что исследование мысли это вопрос из области медицины.
Сам философ свое учение называл «реальный гуманизм», пытаясь отмежеваться от вульгарных материалистов (Фохт, Молешотт, Бюхнер), которые также считали, что существует материалистическая связь между мозгом и мыслью, мозг вырабатывает мысли, как печень вырабатывает желчь и характер человеческих мыслей зависит от потребляемой пищи.
Фейербах предлагает очень простое и гениальное разрешение фундаментального вопроса философии «как происходит переход от чувственного познания на рациональное?». По его мнению, чувства разумны, так как позволяют фиксировать великое множество существенных знаний. Благодаря разумности наших чувств он выстраивает связь между чувственным и рациональным познанием. Здесь Фейербах соглашается с идеей, сформулированной Кантом: только человеку дана возможность созерцать красоту в том, что не несет никакого удовлетворения человеческих утилитарных способностей.
Сущность человека лежит в природе или роде. Человеческие качества нельзя изменить, потому что они даны ему природой, но только христиане живут не естественно, а отчуждая свои природу.
«Бесконечная или божественная сущность, — пишет Фейербах, — есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо». Такое обособление человеческих качеств философ называет отчуждением сущностных сил человека.
Этика Фейербаха основывается на любви, как выходе из отчуждения, и созерцании природы.
Идеи Фейербаха во многом критиковались. Так, современные исследователи находят следующие недостатки в его философии:
Энгельс писал: «Но любовь! — Да, любовь везде и всегда является у Фейербаха чудотворцем, который должен выручать из всех трудностей практической жизни, — и это в обществе, разделенном на классы с диаметрально противоположными интересами! Таким образом, из его философии улетучиваются последние остатки ее революционного характера и остается лишь старая песенка: любите друг друга, бросайтесь друг другу в объятия все, без различия пола и звания, — всеобщее примирительное опьянение».