Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) заложил основы для философии марксизма, а также французской постмодернистской школы. Он является представителем уникального периода развития философской мысли, которое получает название немецкая классическая философия. Гегель создавал свою философию об абсолютном духе, наряду с трудами таких философов как Кант, Шеллинг, Фихте, Фейербах. Всех их объединили несколько ключевых моментов:
Философию Гегеля можно разделить на ряд значимых моментов:
Если Кант занимался изучением чистого разума, проблема трансцендентного занимает центральное место в его философии, то Гегель говорит, что было бы неправильно отказываться от чувственного опыта.
Гегель приводил следующий пример: позиция Канта напоминала ему человека, который жаждет научиться плавать, не входя при этом в воду. Ведь пока человек не окунется в воду и не прочувствует сопротивление воды, плавать он не научится. Так и человек сколько угодно может размышлять о чистом разуме, но пока он не начнет оценивать окружающий мир, не пустится по нему вплавь, он не сможет познать феномен чистого разума.
Основываясь на таких суждениях, Гегель сформирует известный философский принцип тождества бытия и мышления. Однако сам принцип не нов, еще Парменид указывал о тождестве всего того что мыслится и бытия. Если с точки зрения Канта противоречие это всегда заблуждение, а главный метод философии — метафизика, то Гегель выскажет новую идею, о том что противоречие является критерием истины. И главный метод в философии это диалектика.
Значение, которое вкладывает Гегель в понятие противоречие не имеет никакого отношения к общепринятому значению. Противоречие это залог развития, взаимопроникновения и взаимоотрицания. «Каждая противоположность существует пока существует ее противоположность».
Например, ребенок видит интересный для него, неизвестный объект, он всячески пытается познать, что же это. Но когда он узнает, что это собака, он не получает удовлетворения, полученное знание лишь толкает познавать другие объекты. Поэтому противоречие по Гегелю толкает человека на постоянное развитие и напоминает собой винтовую лестницу.
Мир представляет собой духовное начало, а материальное порождено идеальным духом. Этой идеей он обосновал концепцию объективного идеализма. Философия абсолютной идеи отражена в следующих работах философа: «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». Автор этих трудов говорит о существовании абсолютного, независимого начала, которое лежит в основе развития мира. Абсолютная идея движется к самопознанию.
В них Гегель также напишет о принципе восхождения от абстрактного к конкретному. Пример такого движения мысли Гегель приводит в "Малой энциклопедии философских наук". В ситуации, когда человека ведут на казнь, окружившая место казни толпа не может знать всю историю его жизни, все люди по Гегелю мыслят абстрактно и только собрав всестороннюю информацию их мнение стало бы конкретным.
Абсолютная идея — это чистая мысль, которая стремится к самопознанию, но не может его достичь.
Противоположностью абсолютной идеи является инобытие. Для того, чтобы познать себя абсолютная идея создает природу, что Гегель называет отчуждением. (Для того, чтобы человеку убедиться, что он хорошо в какой-то деятельности, ему необходим как минимум еще один человек, который оценил бы его труды, так и абсолютно идеи нужен наблюдатель.). Человек выступает здесь носителем абсолютной идеи.
Развитие истории и развитие мысли тождественны по Гегелю, и представляют собой развитие идеи. Абсолютная идея проходит несколько ступеней развития:
Развитие всемирного разума (абсолютной идеи) на уровне его собственного развития — логика, отчуждения себя в природе — Природа, затем после обогащения на предыдущих этапах абсолютная идея достигает наивысших реализаций в своем развитии. Развитие истории основывается на законах диалектики.
Законы диалектики, связанные с противоречивостью мира:
Абсолютная идея проявляет себя в искусстве, религии и философии. В искусстве ее выражением является красота, в религии абсолютных дух проявляет себя в сверхчеловеческом, в философии - в формировании единой истинной системы.
Вечный мир по Гегелю приведет к загниванию, а «всемирная история не есть арена счастья. Периоды счастья являются в ней пустыми листами, потому что они являются периодами гармонии, отсутствия противоположности». Всю историю развития и падения цивилизаций философ предлагает рассматривать как конфликт противоречий.
Так, государство (тезис) порождает свой антипод (антитезис), что приводит к борьбе возникших противоречий. В результате этого конфликта возникнет новое государство, более развитое, чем два предыдущих. Таким образом, этапы развития напрямую зависят от развития идеи (которая раздвоилась путем отчуждения себя в природу, создав при этом вселенную), итогом которого должно стать постижение себя.