Метод познания в философии Декарта


Метод познания в философии Декарта

Одним из важнейших периодов в истории современной философии и науки было XVII столетия. Именно в этот период закладываются основы классической европейской философии, существенным признаком которой была ее принципиальная переориентация на науку как высшую духовную ценность. Наука в это время становится главным объектом философской рефлексии. Но философия не просто размышляет по поводу науки, над ее сущностью, социальным назначением, методами научного познания, она сама принимает непосредственное участие в формировании новой науки, выполняя важнейшую функцию ее мировоззренческого и методологического обоснования.

С другой стороны, именно в этот период происходит научная революция, главным результатом которой было создание науки в современном смысле этого слова. Наука высвобождается из теологического плена, утверждает свой суверенитет, собственные подходы к познанию и объяснения действительности. Результатом научной революции XVII в. как раз и стало формирование науки как относительно автономной сферы духовной деятельности.

Философия Р. Декарта

Замечание 1

Главной задачей философии Р. Декарт видел создание аутентичной научной методики мышления и познания природы.

Научная революция заменила качественный мир здравого смысла и повседневного опыта геометрическим миром абстрактных предметов. Декарт понимает, что обоснование абстрактно-математического образа природы не может опираться на непосредственно чувственный, эмпирический опыт, механико-математическая концепция реальности означает разрыв с обычным миром чувственных вещей. Поэтому гносеологическое оправдание этой концепции следует искать не во внешнем, а во внутреннем опыте. Именно философия с ее методом рефлексии способна, по Декарту, обосновать онтологические основы новой науки.

Вот почему Декарт, во-первых, решительно отделяет физику от метафизики (первая имеет своим предметом внешний мир, вторая же обращено на мир внутренний) и, во-вторых, предпочитает метафизике перед естественнонаучным познанием. Метафизика у него предшествует физике. Для Декарта метафизика уже не является теоретическим естествознанием, она лишь реализует его существование.

С точки зрения Р. Декарта, все достоверное знание должно представлять собой единую систему положений, логически связанных между собой в определенной последовательности, чтобы одни положения можно было выводить из других с помощью правильного метода. Философия Р. Декарта содержит основы философии Нового времени и состоит из трех положений:

  1. Концепция ясных и отчетливых идей, которые окончательно освободили философию от гнета авторитета и утвердили очевидность как основной признак истины.
  2. Теория метода.
  3. Механистическая концепция универсума.

С точки зрения Р. Декарта, опыт, который получает человек с помощью органов чувств, не является достоверным, ведь чувства изменчивы.

Р. Декарт начинает просмотр научного знания и бросает вызов очевидному научному знанию. Что, если существует дух, который вводит в заблуждение и если вся математика выступает мистификацией? В таком случае оказывается, что научное знания не выступает той основой, на которую мы можем опереться.

Разрыв с верой в четкую научную истину, считает Р. Декарт, приводит к сомнениям в доброжелательном отношении мира духов в смертных людей. Р. Декарт задает вопрос: «Что, если весь наш мир, - спрашивает Р. Декарт, - только иллюзии?».

Учение о методе

Определение 1

Под методом Р. Декарт понимает точные и простые правила, четкое и неукоснительное выполнение которых всегда будет преградой принятия истинного за ложное. Метод в понимании Р. Декарта, должен превратить познание в организованную деятельность, освобождая разум от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность и проницательный ум, с одной стороны, характер и удачное составления обстоятельств - с другой.

Метод, таким образом, превращает научное познание из частного промысла в промышленность, из случайного обнаружения истин - в их систематическое изготовление. Неслучайно математика составляет основу метода Р. Декарта и выступает для него образцом: в понимании природы Р. Декарт оставляет только такие определения - протяженность, фигуру, движение, которые составляют предмет математического исследования. Математика изучает соотношение этих элементов, но перед началом их изучения, считает Р. Декарт, необходимо ввести единицу измерения и сам измерение.

Суть дедуктивного метода по Декарту

Рисунок 1. Суть дедуктивного метода по Декарту

Правила научного метода:

  1. Никогда не принимать за истину то, что не опознано с очевидной ясностью и не лишено предвзятости и быстрых решений.
  2. Любой объект (явление) исследуется, с необходимостью мысленно (или эмпирически) делить на части, насколько это возможно.
  3. В процессе исследования надо соблюдать правила четкого порядка, начиная познания из самых простых составных частей и заканчивая более простыми.
  4. Постоянно составлять точный перечень пройденных этапов исследования во избежание разрывов в процессе мышления.

Cogito ergo sum (Мыслю - значит существую)

С точки зрения Р. Декарта, если весь мир является иллюзией, то остается одна абсолютная ясность: реальность сомневающихся. Таким образом, остается одна безусловная реальность: мое мнение. Она и является абсолютной реальностью. Если я мыслю, значит я существую. Таким образом, Р. Декарт приходит к пониманию, что человек является мыслящим. Найдя основу знания, Декарт начинает методическое изучение всего сущего.

Первым вопросом, который рассматривает философ, был вопрос о Боге. С точки зрения Декарта, Всеблагой Бог является создателем ума и мысли. «Злые и хитрые мысли» не могут повлиять на веру в Доброго Бога. Бог - главный источник познания.

Чувственное познание, согласно Р. Декарту, путем кропотливого анализа надо осторожно проверять.

Р. Декарт различал три вида идей:

  1. Врожденные идеи, это идеи - которые рождаются вместе с человеком. Р. Декарт считал, что Бог является врожденной идеей, поскольку идея сущности бесконечна, вечна и неизменна, поэтому не может принадлежать человеку, т.к. она в данном случае сама была бы божеством.
  2. Приобретенные идеи - это идеи, которые появились во время обучения, воспитания.
  3. Созданные идеи, которые являются результатом человеческой изобретательности и творчества.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :