Метафизика Декарта


Метафизика Декарта

Определение 1

Период, который начинается с XVII века, получил название «Эпоха модерна», предвидя утверждение культа разума, активности, энергичности и практицизма. Это период формирования новой философской парадигмы и новых мировоззренческих ориентиров, связанных со значительными социокультурными и экономическими изменениями в общественном бытии.

Дуализм философского учения Декарта

Картезианство создало почву для развития самых разнообразных направлений, поскольку обозначило круг тех проблем, которые не оставляли равнодушными, а потому поддерживались и дополнялись последователями, или отрицались и критиковались оппонентами. Ведь именно Декарту удалось стать основоположником нового европейского мышления. Его учение - это не только логически обоснованная, оригинальная и завершена философская система, а научный взгляд, который полностью изменил существующую картину мира, а потому и определил направление развития всей европейской философии. По мнению Л. Лопатина: «... лишь очень немногим среди философов действительно удалось коренным образом изменить весь взгляд на существующий состав мира. Его главные законы и свойства, как первоначальное соотношение, определяет бытие всех вещей».

Дуализм философского учения Декарта можно проследить в следующих аспектах:

  1. В онтологии: дуализм материальной и духовной субстанции; дуализм Бога и мира; дуализм человека и животного.
  2. В гносеологии: дуализм интеллектуальной интуиции и дедукции; дуализм ума и воли.
  3. Вв антропологии и этике: дуализм души и тела дуализм свободы и необходимости; дуализм ума и воли.

Весь комплекс дуалистического измерения учения Р. Декарта обобщается дуализмом метафизики и науки, через призму которого мыслитель пытается создать свою философскую систему, основываясь на главных научных достижениях своего времени и собственного логико-математического метода, однако сохраняя при этом много метафизических положений и отталкиваясь от них.

Значительные достижения в области естественных наук (основы математического и экспериментального естествознания закладывают Галилей и Кеплер), имели огромное влияние на Р. Декарта. Мыслитель, еще с юношеских лет обучения в школе королевского замка Ля Флеш проявлял гениальные математические способности и ставил целью своей жизни поиск истины, создание четких и понятных понятий, последовательного и обоснованного раскрытия мыслей.

«Декарт, - пишет Гарольд Геффдинг, - дает механическому пониманию природы сознательную и систематизированную форму. Наверное, он приходит к этим взглядам благодаря природоведческим занятиям 1620-1629 гг. независимо от Галилея, но вероятно под влиянием Кеплера. К предшественникам французского мыслителя следует отнести Августина Блаженного с его учением о самосознании, Ансельма Кентерберийского и Фому Аквинского с их онтологическим доказательством Бога, Николая Кузанского и Джордано Бруно с идеями о бесконечности вселенной и множественность миров. Поэтому, такое положение науки, определенные экономические, психологические и социокультурные факторы обусловили создание логически обоснованной и систематизированной научной философской системы, которая получила название картезианство.

Дуалистический подход в онтологическом учении Р. Декарта предусматривает наличие двух субстанций:

  • материальной (природа, физические тела);
  • духовной (человеческая душа, ум, воля).

Природа у Р. Декарта

Природа у Декарта является сферой, где царит материальная субстанция. Она однородна, беспредельна, не одухотворенная и исключает любую иерархичность. Реальными свойствами вещей провозглашаются их количественные определения, что дает возможность их четкого логико-математического объяснения. Атрибутом материальной субстанции становится протяженность, а движение является основой структуризации материи на части, а потому и составляет основу существования физических объектов. Движение Декартом сводится только к механическому перемещению. В природе действуют принципы детерминизма как процессы механических столкновений материальных тел. Но изначально материя неподвижна. Бог, создав материю, придает ей определенного количества движения, определяет ее законы, после чего природа живет по ним.

Такой подход был подхвачен и поддержан естествоиспытателями, и В. Гусев замечает: «Утверждение количественного подхода в познании природных явлений, формирования фундаментальных законов физического мира, в том числе и принципа инерции, они сделали ее популярной среди естествоиспытателей. И не случайно она долгое время конкурировала с физикой Ньютона». Но вместе с тем, учение о материальной субстанции (физика и космология) Р. Декарта в значительной мере отрицало гуманистическое представление о мире.

Замечание 1

Сущность духовной субстанции, по мнению Декарта, является лишь мысленной, ведь потеряв его, человек теряет собственное существование. Поэтому каждый человек является душой, сущность которой заключается в мышлении.

Гносеологическая проблематика Декарта

Для Декарта гносеологическая проблематика становится главной мировоззренческой установкой, а потому рациональное познание является высшим проявлением духовности и смыслом человеческого бытия в целом.

Только разум, по мнению мыслителя, должен быть источником достоверного знания, ведь только интеллект способен познавать истину, хотя и должен обращаться за помощью к воображению, ощущений и памяти.

Однако в самой гносеологии поиск истинного, достоверного знания предполагает дуализм:

  • интеллектуальной интуиции;
  • дедукции.

Ведь важным признаком рационализма Декарта является убеждение в наличии в уме вечных и необходимых истин, от которых отталкиваются при логических операциях и доказательствах. Это первооснова познания, где определенные метафизические сущности становятся основанием рационалистической методологии.

Интеллектуальная интуиция выступает мистическим умственным феноменом, предвидя знания непосредственного, достоверного и несомненного. Это врожденные идеи: «идея Бога», «идея внешнего», «идея материального», «идея логических законов «аксиомы» и др., вложенные Богом в душу человека. Только отталкиваясь от них, через соблюдение строгого соответствия установленных правил дедуктивного метода, формируются достоверные положения. Поэтому через логическое развитие «врожденных идей» возникает возможность познания мира. Ведь если мир построен Богом логично, то его можно узнать, поняв принципы Божественного мышления. А поскольку эти исходные принципы, имеющиеся в сознании в виде «врожденных идей», то через их логическое развитие возникает возможность создания достоверного знания о мире. Ведь, по мнению Рене Декарта «... всегда, придерживаясь определенного порядка в выводах, можно убедиться, что нет ничего настолько далекого, чего нельзя было бы достичь, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть».



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :