Метафизика в философии


Метафизика в философии

И. Бродский очень любил метафизику и сплетни, утверждая, что это одно и то же. Многие с большим удовольствием рассуждают о метафизических проблемах, но не могут сформулировать, что называют метафизикой.

Определение 1

По толковому словарю, это понятие используют в значении как «что-то непонятное, умозрительное, чересчур отвлеченное, заумное». Метафизика (в переводе с греческого языка означает «после физики») появилась совершенно случайно.

В работах Аристотеля, которые подготовил философ Андроник Родосский, все тома, посвящены первопричинам всего сущего и находились за томами, посвященных физике. Сам автор никогда не применял данное понятие в своих текстах. Именно случайное совпадение стало удачным, поэтому метафизикой считают науку, которая изучает то, что лежит за границей физических явлений. К примеру, во всех работах Аристотеля метафизика связана с вселенским Умом; у его учителя Платона (который еще не знал самого термина, но уже задавал метафизические вопросы) она связана с миром идей.

Само понятие метафизики довольно сложно описать каким-то одним определением, за несколько тысяч лет существования оно очень часто дополнялось и изменялось. Поэтому, говоря о метафизике, можно перечислить вопросы, которыми она занимается:

  1. Что является причиной всех причин?
  2. Где может находиться начало всего?
  3. Почему существуют вопросы, и кто их задает?
  4. Что является основным источником всего сущего?

Пять периодов развития направлений метафизики

  1. Метафизика в античности. Для греческих мыслителей «мудрость» и «философия» были созерцанием картины Космоса, поэтому философский метод анализа у них не отличался от метода научного.
  2. Метафизика в Средние века. Философия среднего века признавала метафизику самой высшей формой обоснованного познания бытия. Европейская схоластика опиралась на примате веры над знанием. Потому как реальность предстала как эманация божественной сверхчувственной первосущности. В средневековой европейской философии метафизика изучала довольно широкий спектр трансцендентных объектов: божественный Ум (Нус) и рациональный Логос. Метафизика Среднего века, как считал Аквинский Фома (1226-1274 гг.), это познание Бога как всеобщей, действующей причины, так и духовной цели, которая оторвана от материального мира. По утверждению Кентерберийского Ансельма (1033–1109 гг.) метафизика- высшее благо. Средневековая метафизика, своего расцвета достигла в XIII—XIV веках, обогатила терминологический и понятийный словарь мировой и европейской философии.
  3. Метафизика в эпоху Возрождения. Религиозная метафизика часто низводилась до ее оценки как догматики, которая не дает увидеть человека-микрокосма в качестве концентрированного воплощения Вселенной, все это нашло свое выражение в учениях Ренессанса. При этом антропологизм эпохи Возрождения привел к признанию центрального положения человека в мироздании. Гуманистическую мысль Ренессанса можно охарактеризовать углубленным психологическим анализом именно внутреннего мира личности.
  4. Метафизика в Новое время. Новоевропейская метафизика вышла из границ, которые очерчены теологией и возвращает себе «природу», как объекта автономного исследования. Заменила авторитет богословия наука, которая подчинила себе метод и направление метафизического знания. Метафизика, оставшаяся «царицей наук», испытала сильное влияние всех естественных наук, достигших выдающихся успехов, и в какой-то степени сливается с ними. Философы XVII столетия являются великими естествоиспытателями. Главная черта новой метафизики - как можно больше сосредоточиться на вопросах гносеологии.
  5. Современная метафизика. Философию ХIХ века можно охарактеризовать отрицательным отношением к метафизике и ее гегелевскому варианту, то есть критикой метафизики является один из ее доминирующих мотивов. Также «метафизика» стала приобретать устойчиво отрицательную окраску, она похожа на понятие «схоластика». Самые первые результаты критической реакции на гегелевскую философию указали на основные направления анти метафизики ХIХ века: это религиозный иррационализм Кьеркегора, марксизм, волюнтаризм Шопенгауэра, позитивизм, антропологизм Фейербаха.

Метафизика – «Царица наук»

За время существования метафизику много раз признавали ложной наукой либо возвеличивали до самого высокого уровня достижения разума человека.

Замечание 1

В качестве главного метода познания в ней применяются умозрительные заключения, за это она постоянно подвергалась критике Кантом, так как ограничивала сферы познания многих исследуемых вопросов. Он утверждал, что метафизика должна существовать, именно как систематическое знание. Именно Кант провёл различие между естествознанием и метафизикой, смог показать различие данных направлений.

По утверждению Шопенгауэра, физика упирается в метафизику всегда, а у каждого человека имеется естественная потребность обращаться к вопросам метафизики. Чем дальше физика продвигается в открытиях, тем чаще человек задаёт вопросы о смысле бытия, и о своём предназначении, о всём, что вышло за пределы физики.

Все системы метафизики стремятся, исходя из основного начала, связать с ним все другие начала логической связью и создать всеобъемлющее и всестороннее, цельное миросозерцание. Данная задача вышла за пределы метафизики, при этом она захватила не только другие философские дисциплины, но вызвала вопрос об отношении между религией и философией.

Метафизика на протяжении всей истории существования осталась "царицей наук", при этом смогла собрать в себе всю многовековую мудрость, дать объяснение довольно многим необъяснимым вещам. Поэтому обращение к ней может помочь каждому человеку намного лучше понять свою природу и себя, а также природу своих поступков, происходящих в мире явлений. Сможет помочь восстановить связь Вселенной с человеком, а также с источниками всего сущего.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :