Материализм Фейербаха


Материализм Фейербаха

Людвиг Фейербах считается одним из последних представителей немецкой классической философии. Но касательно его месторасположения в философской системе существуют некоторые неопределённости. Так некоторые ученые относят его к последним представителям философии нового времени. В то же время существуют мнения, что его можно считать философом периода современной философии. Самым правильным в данном случае будет определить Фейербаха, как «промежуточного философа», который соединяет в своем творчестве сразу две эпохи.

В самом начале своего пути Фейербах был поклонником и последователем Гегеля, так как, по сути, вырос на его лекциях. Но стоит заметить, что такое обожание и почитания своего учителя продлилось недолго, и вскоре Фейербах окончательно «разрывает отношения» с гегельянством. Причиной того стало создание им собственного учения, которое он окрестил как антропологический материализм.

Замечание 1

В отличие от Гегеля и всего трансцендентального идеализма Фейербах создал истинно новую философию, которая должна была своим предметом сделать саму действительность, а не только мысли о ней.

Одним из основных вопросов философии Фейербаха были:

  • человеческое существование;
  • смысл жизни и судьбы человек;
  • отношения между обществом и индивидом.

В данном случае, мы видим, что философ создает достаточно оптимистичный и гуманный портрет человека, показывая его как некое космическое существо. В основе его философии лежит вера в победу чистого разума над слепыми и наивными мирскими силами.

И все же говоря о местоположении Фейербаха стоит отметить, что его принято считать философом, который завершает этап немецкой классической философии, и основоположником такого явления в философии как материализм, что было характерным как для немецкой, так и для мировой философии. Исходя из размещения Фейербаха в философской системе координат, несложно понять, что основным направлением его творчества была критика классического идеализма и попытка обоснования материализма как нового направления в философии.

Появление и развитие философии материализма

Если мы говорим про материализм как про явление в философии, то стоит, отметить, что он возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция — Демокрит и Эпикур; Англия нового времени - Бэкон, Локк; Франция - просветители-материалисты), но нужно сказать, что все вышеперечисленные философы и философские школы являлись лишь внутренним, локальным явление своего времени. В их трудах можно найти много неточностей и противоречий, это было связано, в первую очередь, с тем, что все они находились под определенным влиянием церкви и ее догм.

В свою очередь, Фейербах со своим видением материализма стал первым, кто глубоко и последовательно обосновал и создал материалистическое учение. Среди основных черт этого учения можно выделить:

  • атеизм (нетерпимость религии во всех ее проявлениях);
  • попытка объяснения Бога и религии через идеи материализма и человеческой природы;
  • материалистическая попытка объяснения окружающего мира и человека;
  • огромный интерес к вопросам социально-политического характера;
  • утверждение, что окружающий мир есть полностью познаваемый.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что философия Фейербаха стала тем переломным моментом, который связал немецкую классическую философию и совершенно новое философское учение – материализм. Кроме того следует отметить, что данная философия стала предтечей Марксизма. Философия Марксизма формировалась под большим влиянием Фейербаха, что позволило ей впоследствии выйти за национальные границы Германии и стать общемировым философским детищем, которое было особенно популярно в 19-20 ст. Более того в некоторых странах, которые стали на путь построения коммунизма (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.

Основные идеи философии Фейербаха

Характерной чертой раннего периода в философии Фейербаха можно назвать критику идеалистической философии в особенности Гегеля. Среди основных критических постулатов Фейербаха были следующие:

  • отброс идеи равенства мышления и бытия;
  • отторжение идеи наличия некой абсолютной первопричины, которая является самостоятельной субстанцией в материальном мире;
  • доказательство невозможности перевоплощения абсолютной идеи в виде материального мира, так как мир, который нас окружает, является очевидным и осязаемым;
  • не признание идеи единства философии и религии;
  • непринятие диалектики как таковой.

Гегелевская философия является для Фейербаха пережитком прошлого, так как она слишком сильно подвержена предрассудкам и не соответствует новейшим достижениям в науке. Гегель попытался противопоставить идеализму свою теорию антропологического материализма.

Ее суть заключается в следующем: реальность, которая действительно существует, представлена в виде природы и человека, что является частью этой природы, в нем заключено единство духовного и материального. Согласно Фейербаху, именно человек должен стать основным объектом изучения философии, так как идея существует не сама по себе, априорно, а есть продуктом создания человека. Касательно бога и религии, Фейербах утверждает, что бога не существует ни в каком виде, он является всего лишь плодом воображения человека. Материя же, в свою очередь, является бесконечной, вечной и неистребимой, а все что нас окружает в этом мире, является разными продуктами этой материи.

Замечание 2

Фейербах первым среди своих предшественников становится на сторону атеизма.

Фейербах являлся оппонентом И. Канта. В свое время Кант выдвинул идею, которая переросла в теоретическом учении, об ограниченности познавательных способностей человеческого разума и невозможности познания суть вещей и окружающего мира. Согласно же Фейербаху, окружающий мир, наоборот, познаваем, в то время как познавательные способности человеческого разума безграничны. Но, стоит отметить, что безграничность сознания для разума открывается не сразу, а постепенно в процессе развития и эволюции человека как такого.

Согласно Фейербаху основа познания состоит в субъективных чувственных ощущениях. В их основе лежит объективная реальность, которая осознается разумом. То есть базой для гносеологии Фейербаха являются материалистические принципы для соединения и уравнения рационального и эмпирического подхода.

Видение Фейербахом явлений социально-политической жизни были напрямую связаны с его антропологической философией. Основная суть этих взглядов заключается в следующем: человек является уникальным биологическим существом, которое наделено разумом, чувствами, волей и желанием. Полноценная реализация человека, то есть человеческого «Я» возможно только посредством общества.

Основой для взаимоотношений между индивидами в обществе должна служить религия. Особенность этой религии заключается в отсутствии веры в сверхъестественное, соответственно нужно отбросить все традиционные религии (такие как христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей друг к другу и религией любви внутри семьи, как наиболее отвечающей природе человека. При таком подходе смысл жизни человека должен заключаться в стремлении к счастью.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :