Материализм Гольбаха


Материализм Гольбаха

Естественно-материалистическое в понимании П. Гольбаха

Являясь сторонником известного материалистического и на тот период развивающегося направления, Поль Гольбах, в отличие от многих своих предшественников, сделал первые попытки к определению рассмотреть так называемые “тупики механицизма” и, тем самым, понять сущность материи как гетерогенное, обладающее качественным своеобразием и различными видами движение, выражающееся некой субстанцией (веществом).

Согласно Гольбаху, природная сфера, как и любая материя, есть вечное понятие, для которой характерно бесконечное разнообразие материальных элементов и составляющих факторов. У каждого из данных элементов имеется своя определенная бесконечная, неуничтожимая энергия, благодаря которой сама материя способна передвигаться, трансформироваться и как-либо проявляться. Так происходит непрерывное и всеобщее движение, трансформирование, брожения во Вселенной.

Замечание 1

Таким образом, учитывая разнородность элементов, в качестве единицы данной разнородности (гетерогенности) Гольбах определяет не атом (как было принято ранее) а молекулу (атомы на тот период определяли больше как механические свойства материи, являющиеся местоположением, формой, количеством и т.д.).

По философии Гольбаха, можно определить, что общей философской объективной призмой понимания и рассматривания естествознания есть Лейбница. Сегодня, по мнению ряда философских и естественнонаучных исследователей, молекула Гольбаха есть не что иное, как материализованная монада, как бы субстанция трех форм действия:

  • действие тяжести;
  • действия внутренней силы;
  • действие прочих сил.

Так, считалось, что определенная субстанция сил, так или иначе, давят на молекулу либо по отдельности, либо в совокупности. Гольбах определяет первостепенную силу - внутренней, считая ее наиболее значимой и важной. Поскольку понятие силы является для учения Гольбаха абсолютно важным, известный французский мыслитель Ж. Шуйе определил возможным охарактеризовать его учения материализма - как энергетическое учение, учение динамизма (философия движения).

В неживой природной среде сила является пассивной, в живой — активной, или же можно, как Шуйе, утверждать о существовании различий потенциальной и актуальной сил, сопоставляя их действия с деятельностью пассивного определенного объекта. К выбору молекулы в качестве единицы гетерогенности Гольбаха подталкивали и его очевидные успехи в области химических исследований. На тот момент времени химия была мостом между науками и неживой/живой природой: показывая, как в результате ряда химических реакций из материальных веществ с одними свойствами получаются вещества с совершенно другими свойствами и признаками, становясь сферой качественных превращений.

Философские вопросы Гольбаха

Несмотря на важнейшие открытия и успехи химических исследований, проведенных Дидро, важнейшей проблемой для мыслителя оставался вопрос возникновения живого из неживого и мыслящего из чувствующего. На первый взгляд ученый явно определяет различия между данными формами. Однако, в это же время, - пытается соединить живое и неживое в обоснование единства природной жизни.

Для соединения живой не живой форм, философ подразумевает наличие в началах материи определенной оживляющей ее энергии (силы), которые бы выражались некоторыми свойствами, сходными с чувствительностью. Так, данные свойства постепенно пробуждаются, одушевляет материю и создают некую возможность зарождения мыслящего существа.

Гольбах не дал конкретных ответов на поставленные перед ним вопросы, однако сам вопросов ставил множество, точно акцентируя в них сложность объяснения сути бытия и появлению сущности. Не существует ничего сложного в том, чтобы ответить на популярный вопрос, что образуется из соединения живой и неживой молекул — живая или мертвая, ибо для него вся материя — живая. Однако, Гольбах больше рассматривает неразрешимость этой проблемы с точки зрения механицизма: “В естественной геометрии реальная величина, прибавляемая к подразумеваемой, дает мнимое целое, а в природной среде будет ли целое живым или неживым, если молекула живого материального соединится с материей мертвого”.

Считается, что благодаря подобным определениям и вопросам, Гольбах пытался определить и очертить границы механистического материализма, который явно не способен ответить на множество естественно-научных и тем более духовно-философских вопросов (например, вопроса появление первостепенной живой материи).

В общих чертах, Гольбах был крупнейшим систематизатором мировоззрения франц. материалистов своего времени. Он полагал первичность материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Гольбаху - это совокупность всех существующих материальных вещей, ее простейших, элементарных частиц, которые являются неизменными и неделимыми, а их основные свойства есть следующие физические данные:

  • свойства протяженности;
  • свойства весовой категории;
  • свойства фигуры образующей;
  • свойства непроницаемости;
  • свойства движения (под действием внешней силы).

Все формы движения мыслитель определял в механические перемещения. Данные метафизические, механистические формулировки материализма обоснуются состоянием естествознания того времени (18-20 века), когда из наук были развиты главным образом механика и математика, как классовые ограниченности буржуазной идеологии.

Абсолютизм материализма Гольбаха

Составляя объективное и неделимое коренное свойство материального, ее атрибут движение столь же несотворимо, неуничтожимо и бесконечно, как и общая материя. Гольбах отрицал общую одушевленность материального, считая, что чувствительность присуща исключительно определенным образом совершенным, более организованным формам проявления материи.

Используя научные данные современного на тот момент времени естествознания, Гольбах написал свой наиболее значимый для науки труд – "Система природы..." ("Système de la nature...", v. l–2, 1770), который являлся, по словам его же современников, своеобразным законом материализма.

Гольбах утверждал, что вселенная, - это колоссальное соединение всего существующего, представляет повсюду лишь одну материю и движение; ее обобщенность проявляет перед внешним миром лишь необъятную и непрерывную цепь различных причин и следствий; законы природы заключают в себя необходимым образом законы движения.

Если задаваться вопросом, откуда природная среда получила собственное движение, то ответ очевиден, что от себя самой, ибо природа и есть великое целое, вне которого ничто не может существовать и проявляться.

Определение 1

Очевидно, что движение – есть прямой способ существования, вытекающий необходимым образом из первостепенности и сущности материального; что материя осуществляет свое движение благодаря собственной своей энергии, которая присуща только ей самой.

Гольбах признавал существование и общих объективных закономерностей материальной среды, считая, что фундаментом данных положений является постоянная и нерушимая связь причин с их действиями. Человек - это тоже часть природы и поэтому подчинен ее законам и живет благодаря ее среде. Свободу воли Гольбах в данном контексте и в общем - игнорировал и даже отрицал, полагая поведение любого человека - причинно обусловленным.

Определение 2

Познание, по Гольбаху является отражением действительности, а ощущения и понятия есть непосредственные образы рассматриваемых предметов.

Основу всех процессов природы составляет материальная основа (материальная ткань). Материя находится в вечном движении и изменении. Движение материи - ее единственный способ проявления, существования и изменения одновременно. При этом движение он понимал, подобно Толанду, как самодвижение, т.е. движение под воздействием факторов внутренней среды. Абсолютного покоя не существует, а любой покой является относительным. Сущность природной среды формируется под действием материального и совокупности самодвижения материи.

Замечание 2

Таким образом, по Гольбаху, над всеми взаимосвязями причин и действий в природе доминирует абсолютная необходимость, а само положение о необходимости распространяется на все формы материи, в том числе и на человека и на причины возникновения всех его ощущений и представлений о чем-либо.

Однако, объективно учение европейского мыслителя (П. Гольбаха) о необходимости и причинности основано на неподтвержденном механическом материализме, который подразумевает существование специфической закономерности и необходимости, которая порождает возникновение материального.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :