Космос античной философии


Космос античной философии

Космос в античной философии

Замечание 1

Термин «космос» начинает использоваться еще с появления первых античных школ. Хоть и считается, что первым, кто назвал Вселенную космосом, был Пифагор, есть зафиксированные данные, что этим термином до него пользовались Анаксимен и Анаксимандр.

Они использовали этот термин для обозначения мира как структурного и упорядоченного целого. Через данное понятие античная культура выражала свои представления о мире в его целостности и завершенности. Космос – это оформленность бытия, полнота реальности.

На ранней стадии античности теория о космосе не отрицает богов, а относится к ним только атрибутивно, но и сам космос при этом трактуется как преимущественно объективность данности. Начинает возникать понимание об элементах, о том, что видно, слышно, одушевленно, но еще не человекообразно. Это был момент рождения философской теории, возникшей как учение об элементах, и сведение космоса на жизнь этих элементов. Чуть позднее Эмпедокл объединил эти элементы в один единый космос. В дальнейшем все сводится к тому что космос живой и имеет свое дыхание.

Учение Платона о космосе

Платон иногда упоминает о «бестелесном космосе», в какой-то степени сравнивая его с душой, что является началом. Принцип целостности космоса заключается в том, что он живое существо, хоть и рожденное, но все же бессмертное.

Согласно его представлению космос был основан Демиургом, по подобию Первообраза из бесформенной материи. Хотя прежде он создает душу, которая будет управлять самим космосом. Он полагал, что душа имеет вид математически упорядоченной структуры, имеет «тождественный» предел и «иной» беспредел. Душа космоса разумна, ей подчиняется как жизнь космоса, так и отдельных его индивидов. Аналогично устроен и человеческий организм, который берет за пример организм космоса.

Неоплатонизм о космосе

Афинский неоплатонизм, в свою очередь, представляет космос как множество миров, хоть эту иерархию мы и не можем воспринимать буквально. Для самих неоплатоников космос являлся способом устроения сущего. В устройстве этих «миров» низшее было удалено от высшего по отношению к нему, но не наоборот. Высшее входит в состав высшего, но низшее в свою очередь не может взаимодействовать с высшим. Отсюда можно сделать вывод, что космос – это организации, низшая из которых соответствует чувственному, а высшая – сверхумному сущному.

Аристотель о космосе

Аристотель в свою очередь опровергая учения Платона и пифагорейцев о строении космоса, отказался от космической души, заменив ее на ум. Он считал, что у Космоса есть начало и конец, и имеет форму шара, в центре которого находится неподвижная Земля. Все существующее состояло из четырех элементов: воды, земли, воздуха и огня. Философ пришел к мнению, что все окружающее состоит из смешивания этих элементов, подвержено изменениям.

Стоики о космосе

Замечание 2

Согласно их мнению, Космос представлял собой одушевленное, цельное, сферическое тело, находящееся в пустоте. Космос рождался в огне, и пройдя весь положенный цикл от начала и до конца, превращался в огонь. Правителем Космоса являлся Зевс – Логос.

Основные характеристики Космоса:

  1. Оформленность, как конфигурированная определённость облика.
  2. Выделенность основных частей.
  3. Структурность, как иерархическая упорядоченность элементов.
  4. Наличие потенциала, реализующегося в динамике пульсационного характера.
  5. Подчиненность внутренней мере как динамическому принципу
  6. Эстетическое совершенство космоса, как гармоничность.
  7. Познаваемость.
  8. Предсказуемость, допускающая моделирование будущих состояний космоса.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :