Космологизм направлен на постижение сущности космоса, природы, мира. В философских словарях космологизм рассматривается как специфическая черта древнегреческой философии, которая стремилась изучить мир, природу и космос.
Космологизм в первую очередь присущ античным философам, которые жили до Сократа и получили название досократики. Этот период также называется натуралистическим. Они пытались дать ответ на вопрос «Что есть все?». Космологизм связан с первым начальным этапом становления философии и отражает переход от мифологичности к непосредственно философии.
Первые древнегреческие школы были построены на идее мифологичности — вопросы о происхождении мира связывали с волей богов. Но в последующем античные философы стали связывать возникновение мира с самой природой, а боги перестали быть абсолютом, они стали рассматриваться как часть самой природы.
На философскую мысль этого времени значительное влияние оказала мифология, культы, верования.
Мифология также была связана с вопросом о происхождении мира, но если миф задавал вопрос «Кто родил все сущее?», отвечая, что это были те или иные божества, то философия этого периода стремилась понять «Из чего все произошло?».
Одной из характерных черт древнегреческой философии до сократовского периода является гиллоизм — рассмотрение материи как одушевленной самой по себе или при участии Мировой души.
Труд первого известного древнегреческого поэта Гесиода «Теогония» повествует о том, что сначала был Хаос, он породил Землю, подземное царство (Тартар), любовное влечение (Эрос), а также Хаосом были порождены Ночь, Мрак, а от них появились День и Эфир.
«Архе» - первоначало мира — ищут в конкретных явлениях природы. Философы считали, что должна быть первооснова всего сущего, из которой все вытекает. «Физис» - что возникло, что развивается и что погибнет.
Фалес Милетский, считающийся первым досократиком и основателем философии «физиса» (physis), считал, что все возникло из воды. Потому что вода очень изменчива и без воды нет жизни. Она на протяжении всего развития вещей от зарождения до смерти остается неизменной. В античности совершались попытки доказать, что вода является первопричиной всего, ища аналогии этому утверждению в других сферах. Например, заклинания на реке Стикс в преисподней: ведь клятвы стали бы произносить только на том, что превыше всего. Но эти представления мифологизированны, в то время как размышления Фалеса построены на логике. Фалес был эрудированным ученым, сумевшим предсказать солнечное затмение, одна из теорий в геометрии носит его имя.
Под стихиями природы в данном случае понимается определенное вещество, порождающее все явления. Это скорее метафора, содержащая и символический, и переносный смысл.
Таким образом, натуралисты или физики — это те философы, чьи идеи так или иначе касаются «физиса».
Анаксимандр видел «апейрон» - беспредельное - первоосновой всего живого. Анаксимандр решил не обозначать первоначалом определенную стихию, а пришел лишь к выводам о его всеобъемности и бесконечности. Это нечто, не имеющие границ ни во времени, ни в пространстве, он и назвал термином апейрон. Апейрон обеспечивает жизнь другим вещам, ограничивая их.
Анаксимен — первооснова — воздух, путем его разжижения и сгущения возникают вещи в мире. За счет понятий уплотнения и разжижения воздуха появляется принцип динамической причины. Анаксимен приводит причину в гармонию с началом, «физисом». Именно его идея о воздухе как о первооснове была принята с воодушевлением.
Именно натуралисты древнегреческой философии обратили внимание на динамизм вещей, на то, что все подчиненно процессу развития, возникновения и гибели. И видели это существенной характеристикой первоначала.
А.Ф. Лосев отмечал, что именно космологизм является основой античной культуры. Если в Средневековье основой всего становится абсолют — Бог, как всемогущее существо вне времени и пространства, то для античного периода этим абсолютом является чувственно-материальное, например, звездное небо. При этом космос рассмотрен как разумное и одушевленное существо.
В диалоге Платона, «Тимее», он рекомендует людям подражать небесным телам, это бы несло чрезвычайную пользу для души, так как они движутся гармонично, вечно, симметрично, без нарушений. Аристотель в своем труде «О небе» говорит, что космос находится вне пространства и времени.
Рассмотрим характеристики античного космологизма, выделенные А.Ф.Лосевым в своем трактате «Двенадцать тезисов об античной культуре»: