История западной философии (полное название: История Западной Философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней) книга английского математика, философа и общественного деятеля Бертрана Рассела, написанная в 1945 году.
Она представляет собой изложение истории западной философии от досократиков и вплоть до начала 20 столетия, включает в себя не только собственно философию, но и анализ ее в историческом контексте.
Работа разделена на три книги, каждая из них - на разделы; каждый раздел посвящён одному философу, философской школе или периоду:
Древняя философия включает:
Католическая философия включает:
Философия нового времени:
Последняя глава третьей книги, философия логического анализа, описывает собственные взгляды Бертрана Рассела в то время.
Философия зародилась в Греции в шестом столетии до нашей эры. В античной период она имела свою индивидуальную историю, а когда возникло христианство и пал Рим поглотилась богословием.
Общественные формы взаимодействия и личная свобода, как и наука, и религия, переживают на этом этапе конфликтное состояние, положение неустойчивого компромисса. Социальное взаимодействие было обеспечено в Греции преданностью полису. Положения, которые соответствовали периоду независимости греческого народа, перестали использоваться, когда греков поработили македонцы, а далее римляне.
Таким образом: произошел разрыв с традициями; утратилась сила духа; этическая система стала индивидуалистической и все меньше общественной.
Стоические философские рассуждения принимали в качестве добродетелей исполнение долга по отношению к Богу, но не долга гражданина в отношении своей страны. Путь для христианской религии оказался расчищенным, хотя в начале она была аполитичным верованием, потому как власть обеспечивалась не философским концепциями и преданностью, а исключительно силой армии. Римская философская система не играла никакой роли в создании римских дорог, римского права, римской армии и в целом римской государственности.
Вплоть до середины 11 столетия западный римский миропорядок существенно изменялся. Конфликтная ситуация долга в отношении Бога и государства приняла другой формат, что вылилось в противоборство церкви и монархов. Польша, Скандинавия, Германия, Ирландия, Италия, Франция, Испания и Великобритания находились в церковной юрисдикции римского папы. Духовенство на европейском континенте становится единой и могущественной организацией. Духовная власть побеждала власть светскую вплоть до 14 столетия. Но во многом церковь все-таки была похожа на Римскую империю: церковные ритуалы и обряды проводились на латыни; клерикальные руководители были родом из Италии, Испании или Южной части Франции; образовательная система вновь обрела классическую форму; понятие права было полностью римским.
Церковь использовала все наследие прошлых лет и цивилизационные достижения настоящего.
Со смертью Данте Алигьери средневековый философский анализ прекращается. Хотя такой анализ был полным, законченным и комплексным. Далее наступила Реформация, которая разрушила единый христианский миропорядок и в целом схоластику вместе с папой в ее центре. Человек в эпоху Возрождения был уставшим от любого рода системности, от любого вида духовной несвободы. Исследователи и ученые все активнее собирали новые факты, делали открытия, вместо пустых рассуждений, анализа и систематизации старых знаний. Мыслительная деятельность Ренессанса отличается плодотворным беспорядком. Здесь можно вспомнить Мишеля Монтеня как типичного представителя нового периода.
Политическая теория также претерпела существенные изменения, теряют власть папа и монархи. Такой политический кавардак выразился в "Князе" Никколо Макиавелли, где борьба за власть была показана без прикрас, жесткой и беспринципной.
Философия в ее современном виде началась с Декарта, для которого первоочередной и основной была концепция существования собственной личности и собственного мыслетворчества. Это явилось неким безумием, и сталкиваясь с такими крайностями философская мысль пытается рационально и повседневно рассуждать.
Субъективная направленность философии и анархия в политической сфере теснейшим образом взаимосвязаны. В 19 столетии возникает острая анархическая направленность, с религиозными верованиями никак не связанная.
Субъективная направленность, получив волю, не может обличаться никакими границами, она должна достигнуть логической завершенности. Протестантизм опирался на личную совесть касательно моральных установок, и в своей сути имел анархический характер. Сильными были привычки и обычаи, традиции, хотя и они не принесли желаемого равновесия. Чувственность 18 столетия приводит к разрушениям: деятельность восхищает не своими благими последствиями и моральными аспектами, а благодаря чувствам, которые она способна вызывать. Таким образом, развивается куль героя, который ярко выражает Фридрих Ницше.
Как ответ на безумный формат субъективности в современный период можно наблюдать совершенно разного рода реакции: компромиссность философии; либеральный принцип, которые стремятся определять соответственные личностные сферы.
Современный формат такую попытку находит у Джона Локка, неприемлевшего энтузиазм-индивидуализм анабаптизма, а также абсолютную авторитетность и слепое повиновение традициям. Радикальная направленность приводит к доктрине преклоненности перед государственной машиной. Руссо, Гоббс, Гегель представили разные периоды данной теоретической модели, и их положения реализовались Наполеоном, Кромвелем и Гитлером. Коммунистическая направленность в теоретическом смысле далека от таких концепций, но в практической жизнедеятельности склоняется к виду общества, которое складывается в итоге обожествления государственной системы.