Философия на Руси возникает с принятием христианства, что произошло в 10 столетии. После крещенского обряда языческие воззрения на бытийность и окружающий миропорядок в корне меняются:
Русское философствование возникло вместе с письменностью и литературным творчеством, а первым мыслителем был митрополит Илларион Киевский. В его "Слове о законе и благодати" сопоставлены Ветхий и Новый Заветы, провозглашена концепция закона для человека. Проповеди Иллариона отличаются поддержкой единодержавия и нравственными темами, которые продолжил Владимир Мономах. В "Поучении" он полемизирует с аскетизмом византийского толка, все его сочинение проникнуто духом свободы, присутствуют размышления о справедливости.
Следовательно, в отличие от западной философской мысли, христианство в философской системе Древней Руси рассматривается не в качестве доминанты духовной власти над светской, а в русле познания государственной системой христианских установок.
Историческое развитие русской философии невозможно представить без деятельности Славяно-греко-латинской Академии - первого учебного заведения, учрежденного по стандартам европейской образовательной системеы. Ее создал просветитель Семион Полоцкий со своим учеником Сильвестром Медведевым в 1687 году. Обучение проходила в этом заведении молодежь различных сословий. Знаменитыми являются такие выпускники Академии как: М. Ломоносов, сформировавший русскую материалистическую традицию, философ и поэт А. Кантемир, ученый-математик Л. Магницкий.
В истории русской философской науки четко прослеживаются два периода:
Яркие мыслители периода реформирования: Прокопович, Кантемир, Татищев. Они размышляли о монархическом устройстве Российского государства, непоколебимости власти государя и ее божественном происхождении, проблематике нравственных идеалов. Феофан Прокопович был сподвижником Петра Первого, выступал за развитие научной сферы, просветительской деятельности, высмеивал псевдоучения и невежество. Кантемир публиковал сатиры, где обличал социальные и общественные пороки, он впервые употребил многие философские понятия. Основанием воззрения Василия Татищева выступила концепция естественного права, моральных установок, религиозных канонов, необходимо, по его утверждению, идти к цели равновесия душевных сил, и достичь ее можно при помощи полезной научной деятельности.
Труды Ломоносова имели большое значение для русской философской мысли 18 столетия. Он отстаивал механистические материалистические идеи, основал русскую материалистическую традицию, разработал теорию корпускул (мельчайшие частицы, из них состоит вещество).
Повлияло французское Просвещение на формирование "золотого века" Екатерины Второй. Из философов этого периода необходимо отметить Радищева, который размышляет о повседневном жизнеустройстве, критикует несправедливость всего российского жизнеустройства, причину этого он видит в крепостном праве. В целом он разделяет убеждения философов французского Просвещения, вступает в полемику с Руссо, утверждая, что ошибочно противопоставлять личность и природный мир. Убеждения Радищева оказали огромное воздействие на передовое дворянство 19 столетия.
Русская философия этого периода имеет следующие особенности:
Начинает работу первый кружок "Общество любомудров", в составе его Одоевский, Кошелев, Веневитинов. Члены кружка разработали новые литературные жанры, проявляли интерес и пытались воздействовать на политическую жизнь своего государства.
Среди философов той поры произошел раскол из-за спора о социальном ориентире России и путях ее дальнейшего развития, что привело к образованию двух направлений - западничества и славянофильства.
Славянофилы были представлены Хомяковым, Самариным, братьями Аксаковыми, они убеждали в специфическом, особом пути развития России, критиковали западные цивилизационные установки, большую роль отводили православной вере, признавали только одну форму государственного устройства - монархию. Свобода личности заключается в подчинении церковной организации, государственным структурам и общине.
Западническое направление было представлено Грановским, Анненковым, Тургеневым. Они желали видеть свою страну с европейскими ценностями и идеалами, ее буржуазный путь развития, придерживались рационалистических и позитивистских убеждений и полагали, что главнейшая общественная ценность в личности и ее свободе.
Специфика русской философии состоит в ее теснейшей взаимосвязи с русской литературой. Многие философские концепции были отражены в литературных произведениях. На этом этапе появляется новый жанр - философский роман, произведение, в сюжетной линии которого первостепенное значение имеет философское положение.
В этой связи необходимо упомянуть роман Чернышевского "Что делать?" с центральным образом прогрессивного, неординарного человека Рахметова. Вся книга пропитана надеждами на предстоящие революционные события. В этот период увидел свет роман Достоевского "Преступление и наказание", его центральный персонаж Раскольников испытывает разочарование в собственных идеалах и убеждениях, и хочет заметить их идеями, близкими к идейной направленности Ницше.
На рубеже 19 и 20 столетий в России формируется течение марксизма, которое говорит о классах и классовой борьбе. Это течение появилось во многом благодаря осознанной необходимости социальных и политических изменений. Течение провозгласило: классовая борьба закончится диктатурой пролетариата, после которой возникнет бесклассовое общественное устройство. Видные русские марксисты: Плеханов, Троцкий, на марксистские положения опирается и ссылается в своих сочинениях В. И. Ленин.
Особое место в русской философии отведено символизму, который включил в себя передовые идеи русских мыслителей, художников и поэтов. Сформировалось это течение в начале двадцатого столетия. Идеологами его литературной составляющей выступали Блок, Иванов, Белый, Брюсов, а философской – Лосев и Соловьев.
В начале 20 столетия в русской философии возникло явление, получившее название культурно-религиозного Ренессанса. Представляли это направление Розанов, Булгаков, Флоренский, Бердяев, Мережковский, Франк. Прежняя идейная направленность получает новое интерпретирование: концепция сверхчеловека становится теорией богочеловека Соловьева, концепция всепозволительности сменяется работой на благо всех. Положение соборности соединилось с идеей индивидуальной творческой свободы.
На этом заканчиваются этапы развития русской философии, их логически продолжила философия русского зарубежья, а также философия советского и постсоветского периодов.