Политической философией называется важнейшая область философских знаний о личности и общественной системе, которая посвящена изучению фундаментальной проблематики политической сферы, ее глубинного сущностного основания. Понятие политическая философия в том числе применяется и для позиционирования идей, положений, концепций и установок политических лиц, течений, направлений, политических партий и объединений, их глубинного бытийного основания.
Политическая философская отрасль появилась в далекие времена. В античности в Европе и на Востоке, в Древнем Китае она проявлялась как суждение философов и ученых о личности и миропорядке, властной системе, справедливых взаимоотношениях, неравенстве между людьми и являлась одномоментно и анализом, и поучением, и наставлением, а зачастую носила характер нравственной проповеди.
Самые значительные древние философские письменные труды о политической системе относятся к пятому веку до нашей эры, первые значительные представители политической философской отрасли на европейском континенте - Платон и Аристотель.
В любой исторический промежуток времени, в том числе и двадцатое столетие, самые знаменательные философы и ученые в какой-либо степени исследовали и детально рассматривали феноменальность и уникальность политической сферы, и зачастую их политические сочинения явились наиболее значительными и известными их трудами.
История политической философской отрасли украшена именами Фомы Аквинского, Данте Алигьери, Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, Монтескье, Жан-Жака Руссо, Иммануила Канта, Гумбольдта, Маркса, Энгельса, Герцена, Бакунина, Добролюбова, Чернышевского и еще целого длинного списка известнейших современных мыслителей, ученых.
Двадцатое столетие отметилось превращением политической философской отрасли в академическую философскую научную систему, которая заполнила важнейшую нишу в университетах Европы и Америки. На современном этапе политическая и философская литература представлена достаточно обширно и продолжает расти и совершенствоваться.
Политическая философская отрасль оформилась как специфический раздел философских знаний в целостном функционировании разделения философской науки на специализированные предметы: моральная философия, социальная философия, философия правоведения, философия истории, философия науки, философия техники, философия искусства и в ходе вычленения из политической философской отрасли политической научной сферы и преобразования этой науки в самостоятельный раздел политических изучений. Два процесса происходили одномоментно и длились в течение всей многовековой истории политических знаний.
Окончательно политическая философская отрасль оформилась только в двадцатом столетии, когда были полностью определены структурные особенности политических знаний и установились ее взаимоотношения со смежными разделами социальных и гуманитарных изучений.
Положение такой структуры в общей схеме философских и научных познаний личности и социума необходимо обозначить так: философия исторической отрасли, философия правоведения, философия культурной сферы, философия нравственности и морали, философия научной системы, философия религиозной сферы, экономического и идеологического взаимоотношения, философское антропологическое направление, философия политической отрасли - раздел политических наук - исторических, юридических, социологических, социальных, психологических, экономических, экологический научный раздел, изучения идеологии, исследования научной сферы как социального института, теория управления и организации, изучение методологии научной познавательной деятельности.
В политической философской отрасли была и имеет место и антипрогрессистская, консервативная и реакционная направленность, значительные по своему влиянию в отдельные исторические период, особенно эпохи после окончания революций:
Значительную роль в становлении идеологии и политической системы фашизма сыграли политические воззрения довольно известных мыслителей и ученых политической отрасли, к примеру, таких, как Джованни Джентиле и Карл Шмитт.
Конечно же, философы традиционалистского, религиозно-мистического, консервативного, реакционного толка практически никогда не были направляющими развития политической философской сферы. Из таких теоретических течений ни сложилось ни одной значимой политической концепции.
Консервативное направление было единственно важным и влиятельным политическим течением, из дошедших до нашего времени, но оно скорее близко к идеологическим установкам, чем к настоящей политической философской мысли, хотя и располагает свой собственной философией в виде системного набора конкретных установок.
Современная философская политическая система, унаследовавшая лучшие классические традиции, ввела в политический анализ новую проблематику, а именно исследование:
Помимо того, она расширила понимание политических взаимоотношений до трактования межиндивидуальных коммуникаций как отношений властных структур (концепция власти Фуко М.).
Двадцатое столетие разработало и использует множество традиционных и новых концепций социального и политического роста, философских оснований, прогностических теорий.