Аналитическая философия представляет собой наиболее крупное направление зарубежной философии на протяжении двадцатого века и в настоящее время, которое включает в себя ряд иных философских подходах и сосредоточено на проблемах анализа языка с точки зрения его логики и лингвистики, стремящееся соблюдать принципы стройности, строгости и логичности.
Современная аналитическая философия представляет собой не столько направление или школу, сколько определенный стиль философского мышления. Разнообразные концепции и учения, входящие в аналитическую философию под час выдвигают противоречащие друг другу идеи, их общий философский базис достаточно мал и касается в первую очередь особого внимания к языку, его четкости, логичности, однозначности.
Язык рассматривается аналитическими философами не только как значимый инструмент анализа, но и как собственный объект философского исследования.
В рамках аналитической философии неоднократно предпринимались попытки создания совершенного, логического языка, который содержал бы исключительно истинны суждения, был лишен двоякости и как следствие помогал бы разрешать философские и научные парадоксы. Нечеткие выражения в его рамках были бы заменены однозначными, что в конечном счете привело бы к превращению парадокса либо в псевдопроблему, либо проблему речевого выражения, либо в тему для самостоятельного исследования.
Внутри аналитической философии можно выделить два крупных направления:
Философия логического анализа доминировала в первой половине двадцатого века. Ее основной идеей был перенос структуры математической логики на языковые модели с целью прояснения и очищения языка, создания совершенного языка, который позиционировался как универсальный язык науки.
Философия лингвистического анализа сформировалась позднее и направлена в большей степени на изучение естественного, обыденного языка и прояснение его значений, способов описания мира и философских идей.
Истоки аналитической философии лежат в научных открытиях рубежа 19-20-го веков, которые ясно обозначили необходимость нового подхода к рассмотрению традиционных проблем метафизической философии. Исходным пунктом стала идея применения к философии математической логики.
Таким образом, начало аналитической философии было положено в трудах таких выдающихся математиков как:
Ферге можно считать основоположником аналитической философии. В своей статье «О смысле и значении» он впервые применяет средства математической логики, в частности логики кванторов, для выявление различий в познавательной ценности синтетических и логических выражений. В этой же статье он вводит понятие референции, как способности имени указывать на объект (в чем и заключается его основное значение), а также представление о смысле собственных имен, т.е. таких имен, которые указывают на объект в его некотором особом качестве приобщая ему дополнительную смысловую нагрузку.
Так, например, слово «Луна» обладает конкретным референциальным значением небесного тела, спутника Земли. В тоже время слово «Месяц» указывает на тот же объект, однако обладает дополнительным смыслом указывая на видимую часть луны, доступную для наблюдения в определённые временные периоды.
Хотя труды Фреге и заложили логику развития аналитической философии, а также многих смежных дисциплин (математики, лингвистики и т.д.), однако его подход к анализу языка не получил значительного распространения. Значительно большую популярность обрели труды Рассела и Мура, в которых были представлены различные походы как к анализу языка, так и к «прояснению» философского знания.
Работы Б. Рассела тесно связаны с критикой школы абсолютного идеализма Ф.Г. Брэдли, центральный идеей которого является представления о монизме и холистичности вселенной.
Утверждения Брэдли о том, что окончательное познание истинности отдельного факта невозможно без познания истинности всей совокупности знаний, объявлялось Расселом метафизическим и спекулятивным. В противовес он создаёт картину плюралистической вселенной, состоящей из отдельных изолированных атомов, истинность или ложность которых никак не влияет друг на друга.
Рассел предполагает, что спекулятивный характер метафизической философии обусловлен использованием «плохого» языка, в котором одному атому, факту сенсорного опыта, может соответствовать множество лексических атомов – простых предложений, не говоря уже о том, что отдельные предложения и вовсе не имеют под собой никакого значения, что порождает различные философские парадоксы и искажения в картине мира.
Составление совершенного языка, структура которого будет упорядочена за счет применения математической логики, по идее Рассела должно помочь философии преодолеть кризис и создать ясную и непротиворечивую картину миру, а сама философия должна стать внутренней логикой любой науки.
Однако критикуя холицизм, идеализм и абстрактность идей Брэдли, Рассел впадает в другую крайность, сводя все многообразие языковой феноменологии к логической модели, в которой любое сложное предложение является лишь функцией простых его составляющих и не добавляет дополнительного значения, а простые предложения в свою очередь не более чем обозначение сенсорных атомарных фактов, из которых состоит мир.
При этом Расселом подчеркивается нейтральный характер данных фактов, т.е. отсутствие их однозначной привязки к области материального или духовного. Последнее происходит исключительно в следствии воздействия логики языка интерпретации. По сути логический атомизм Рассела представляет собой такую же идеалистическую и спекулятивную теорию, как и абсолютный идеализм его оппонента.
Тем не менее идеи Рассела и его подход к анализу языка и его структуры получил дальнейшее развитие в рамках Венского кружка аналитических философов, заложив основы направления логического анализа, а также значительное переосмысление в трудах его ученика Л. Витгенштейна который сформулировал основные идеи лингвистического анализа языка.