Аксиология (греч. – ценность, логос – учение, слово) – теория ценностей, философская дисциплина, исследующая ценности, как основание человеческого бытия.
Аксиология, как термин был открыт в 1902 г. Французским философом П. Лапи, а в 1904 г. Был представлен Э. фон Гартманом, как философская дисциплина.
В истории изучения природы ценностей можно выделить несколько периодов. В античном мире к ценностям обращались скорее в контексте. Никто не рассматривал ценности в специализированной философской рефлексии. Лишь в XIX в. это становится приоритетом философии.
Становление аксиологии, как самостоятельной области философии было связано:
Именно таким образом аксиология конструируется, как философская дисциплина в специфических конкретно-исторических условиях философской и интеллектуальной жизни Европы. В философии это вылилось в подведение черты под классическим периодом развития, и переходом к «нео» философии.
Благодаря аксиологии была осознана сама очевидность научного знания, и наряду с математическим, техническим знанием было сконструировано, как отдельное гуманитарное научное знание.
В изучении аксиологии выявляют три основных периода:
Своим внедрением в лоно философии учение о ценностях обязано Р.Г. Лотце. Как и большинство послекантовских философов, он считал центром ценностного мировоззрения некое «откровение», определяющее ощущение ценностей, которое достоверно для ценностного мира. Без чувств ценности не существует, так как не могут принадлежать вещам самим по себе. Однако это не значит, что ценности субъективны, этому свидетельствует интерсубъективный характер. В аксиологии Лотце различал понятие и мысль. Понятие несет объективный смысл определяемого, а мысль его значимость и смысл. Именно благодаря Лотце понятие ценностей становится общепринятой единицей философской лексики.
Ценностная проблематика быстро набирала обороты. Классическую аксиологию следует рассматривать как совокупность аксиологии формальной, материальной и эмпирической. Так же часто добавляют онтологию или вопрос о субъективности. Эти четыре сущности и составляют фундамент теории ценностей.
Неоднократно предпренимались попытки составить иерархию классов ценностей. К примеру Э. фон Гартман предложил следующий ряд: удовольствие – целесообразность – красота – нравственность – религиозность. В дальнейшем были предложены более расширенные версии иерархии.
В иерархии ценностей различают два порядка, первый рассматривает соотношения с сущностными носителями, второй – ценностные модальности.
Иерархия ценностных модальностей описывается в четырех рядах:
Аксиологи, изучавшие природу ценностей, делились на две группы: те, кто настаивал на сосредоточении ценностей в одном конкретном аспекте деятельности, другие же считали, что объект ценностно нейтральным.
По сравнению с предыдущими периодами, данный период весьма скромен. Аксиологическое движение можно разделить на три этапа:
В данное время трудно найти области, в которых бы не применялась аксиология. В свою очередь, спад интереса в философских фундаментальных дисциплинах компенсируется популярностью прикладных и прагматических аспектов.