Исследование аксиологии


Исследование аксиологии

Исследование аксиологии

Замечание 1

Аксиология (греч. – ценность, логос – учение, слово) – теория ценностей, философская дисциплина, исследующая ценности, как основание человеческого бытия.

Аксиология, как термин был открыт в 1902 г. Французским философом П. Лапи, а в 1904 г. Был представлен Э. фон Гартманом, как философская дисциплина.

В истории изучения природы ценностей можно выделить несколько периодов. В античном мире к ценностям обращались скорее в контексте. Никто не рассматривал ценности в специализированной философской рефлексии. Лишь в XIX в. это становится приоритетом философии.

Становление аксиологии, как самостоятельной области философии было связано:

  1. Пересмотром Кантом обоснования этики, противопоставляющий сферу свободы, сфере природы, необходимости, что требовало разграничения должного и сущего.
  2. Разграничением понятия бытия, которое разделялось на «реальное» и «желаемое и должное».
  3. С осознанием того, что познание не является областью монополии и доминирования, а также с направленностью человеческой воли.
  4. С обнаружением неустранимости из познания человека логики, лингвистики, семантики и др.
  5. Постановкой под сомнение ценностей христианской цивилизации, но прежде всего с брошенным вызовом Ницше.
  6. С осознанием понимания ценности, как экономической единицы
Замечание 2

Именно таким образом аксиология конструируется, как философская дисциплина в специфических конкретно-исторических условиях философской и интеллектуальной жизни Европы. В философии это вылилось в подведение черты под классическим периодом развития, и переходом к «нео» философии.

Благодаря аксиологии была осознана сама очевидность научного знания, и наряду с математическим, техническим знанием было сконструировано, как отдельное гуманитарное научное знание.

В изучении аксиологии выявляют три основных периода:

  1. Предклассический
  2. Классический
  3. Постклассический

Предклассический период (1860-1880 гг.)

Своим внедрением в лоно философии учение о ценностях обязано Р.Г. Лотце. Как и большинство послекантовских философов, он считал центром ценностного мировоззрения некое «откровение», определяющее ощущение ценностей, которое достоверно для ценностного мира. Без чувств ценности не существует, так как не могут принадлежать вещам самим по себе. Однако это не значит, что ценности субъективны, этому свидетельствует интерсубъективный характер. В аксиологии Лотце различал понятие и мысль. Понятие несет объективный смысл определяемого, а мысль его значимость и смысл. Именно благодаря Лотце понятие ценностей становится общепринятой единицей философской лексики.

Классический период (1890-1920 гг.)

Ценностная проблематика быстро набирала обороты. Классическую аксиологию следует рассматривать как совокупность аксиологии формальной, материальной и эмпирической. Так же часто добавляют онтологию или вопрос о субъективности. Эти четыре сущности и составляют фундамент теории ценностей.

Неоднократно предпренимались попытки составить иерархию классов ценностей. К примеру Э. фон Гартман предложил следующий ряд: удовольствие – целесообразность – красота – нравственность – религиозность. В дальнейшем были предложены более расширенные версии иерархии.

В иерархии ценностей различают два порядка, первый рассматривает соотношения с сущностными носителями, второй – ценностные модальности.

Иерархия ценностных модальностей описывается в четырех рядах:

  1. Ценностный ряд «приятного» и «неприятного». В них входит наслаждение и страдание, а также чувственное удовольствие и боль.
  2. Совокупность ценностей витального чувства. Речь идет о качествах, которые охватывают противоположности благого и низкого
  3. Области духовных ценностей: эстетические ценности, область этических ценностей, ценности чистого познания.
  4. Высшей ценностью оказывается «святое» и «не святое». Являет собой «абсолютные предметы».

Аксиологи, изучавшие природу ценностей, делились на две группы: те, кто настаивал на сосредоточении ценностей в одном конкретном аспекте деятельности, другие же считали, что объект ценностно нейтральным.

Постклассический период (1930 гг.)

По сравнению с предыдущими периодами, данный период весьма скромен. Аксиологическое движение можно разделить на три этапа:

  1. М. Хайдегер испытывал чувство протеста против сложившегося культа ценностей. Подобно Ницше, он предпринимал переоценку всех ценностей, стремясь при этом к деаксиологизации философии и жизни. Само понятие ценности является бесспорным: благо определяется через ценность, а та в свою очередь определяется через благо.
  2. Среди трех основных направлений фундаментальное и натуралистическое продолжают традиции классической аксиологии, а третье связанно с предшествующим периодом. Аксиологический натурализм исходит из постулата, что каждая вещь обладает своей ценностью, поскольку она желаема.
  3. XX век знаменовался прежде всего тем, что особое внимание уделялось проблеме соотношения научного познания и ценности. Так же формируется направление прикладной аксиологии, и получает название аксонометрия.
Замечание 3

В данное время трудно найти области, в которых бы не применялась аксиология. В свою очередь, спад интереса в философских фундаментальных дисциплинах компенсируется популярностью прикладных и прагматических аспектов.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :