Русская философия проделала длинный путь своего развития, полный самобытности. Интерес к философии виден уже в трудах книжников Древней Руси, однако становление профессиональной философии начинается только с XVIII века.
Говоря о философии, Поповский Н.Н. сравнивал ее с храмом, в котором заключается вся Вселенная. Как и в Европе, философское знание почти неотделимо от религиозных воззрений того времени, а также от физики и даже естественнонаучных дисциплин, астрономии, химии. В России этот период философии проходит также под влиянием идей Просвещения, теории естественного права, деизма.
Одним из выдающихся философов этой эпохи стал А. Н. Радищев, который выступал как обличитель деспотичных социальных порядков в России. Он также поднял глубокий вопрос о смертности и бессмертности души, он написал работу под названием «О человеке, его смертности и бессмертии».
Он был сторонником идеи постоянного совершенствования человека, его внутреннего развития. Его философия была связана в общественном сознании с вольнодумством. Для русского философа его занятие - не тип профессиональной деятельности, а способ жизни, его мировоззрение, глубокие внутренние принципы, обладание особой духовной мудростью.
Именно таким был украинский философ Г.С. Сковорода. Ему присуща была особая образность мысли, дуалистическое отношение к тварному миру, истинная жизнь в духе. Так формировался историко-философский канон .
XIX век стал временем увлечения немецкой философией. Однако развитие дворянского общества в России, в том числе образования, приводят к тому, что появляется потребность в философии как части интеллектуальной и духовной жизни человека. В это время особое развитие приобретает русская религиозная мысль.
Всеобщее увлечение философией приводило к появлению философских кружков и выпуску соответствующих журналов. Философия оказала влияние на многие гуманитарные науки и стиль их преподавания. Так, будущий философ и профессор гражданского права Б.Н. Чичерин вспоминал, что во время его обучения «философское содержание истории было … общею стихиею, проникающею вечно волнуемое море событий, проявляющейся в живой борьбе страстей и интересов».
Как особое явление в русской философии выделяется русская религиозная философская мысль. Возникает она на волне возрождения православного духа второй половины XVIII века и стало заметным явлением XIX и XX, угасая только к концу XX столетия с уходом основных ее представителей.
Причиной появления русской религиозной философии стали постоянные споры с западноевропейским католичеством и протестантством, которое пыталось пропагандировать свои идеи на территории России. Кроме того, недовольные в XIX веке церковным консерватизмом дворяне стали более широко смотреть на окружающий мир, нередко приходили к синтезу православия и западноевропейского мистицизма, что приводило к появлению оригинальных мыслей.
Н. Полторацкий выделяет следующие периоды в развитии русской религиозной философии:
Религиозная философия есть характерно русское явление. Сейчас вновь возвращается интерес к русской религиозной философии, происходит попытка ее реинкарнации. Круг современных проблем, волнующих общество, практически идентичен тем, которые волновали людей конца XIXвека, а значит, русская религиозная мысль все еще актуальна.
Целое направление русской философии ставило своей целью подвести под марксизм надежное философское основание. Немецкий философ Э. Бернштейн доказывал, что социализму присуща идеалистическая сущность, более того, называл идеализм элементом спекуляции, превращение в своеобразную «религию пролетариата».
Опровержением таких взглядов занимался Г. Плеханов, который считается основоположником русского марксизма. Диалектику он трактует как общее движение и развитие, что же такое материя, по его словам, он не знает. Здесь Плеханов идет вслед за Кантом и его «вещью в себе». Он полагал, что человек - всего лишь часть мира, но его отражение есть в его собственном теле, внутри, поэтому нет и не может быть противоречия между мышлением человека и его бытием.
Философия диалектического материализма, преобразованная на почве русского революционного движения, оказала самое непосредственное влияние на развитие российского общества и государства, превратившись из абстрактной философской системы в практическое руководство по построению общества.
Именно в русском марксизме диалектические принципы впервые были применены к общественным и историческим процессам, продемонстрирована их роль в развитии общества. Особым образом претворение в жизнь идеалов диалектического материализма на почве советской действительности можно расценивать как аллегорическое воплощение в жизнь заветной мечты русских религиозных философов и славянофилов о построение лучшего, светлого, справедливого общества в России, которое будет вести весь мир к лучшему будущему.