Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психиатр, психолог, основатель психоанализа как явления в психологической науки, который систематизировал психологию. В середине 90-х годов 19 века Фрейд обозначил психоанализ как психическо-терапевтическую методику лечения неврозов, путем построения свободной ассоциации и анализа ошибочных действий, которые являются в сновидениях или любых других способах человеку с целью умышленного влияния на бессознательное.
Первостепенным и основополагающим фактором развития психики является, по мнению Фрейда, энергия неосознанных психосексуальных влечений. Таким образом психолог обращал внимание европейского общества на то, что крайне много дел и решений человек предпринимает не осознанно, а полагается на собственные стихийные инстинкты и импульсы, которые выражены его потребностью (в частности - сексуальной).
Он выдвинул теорию, что во всем бессознательном главную роль играет либидо (половое влечение). Разумеется, в дальнейшем даже его последователи отказались от данного умозаключения, поскольку относительно современной психологической науки, данная теория не выдерживает критики. Однако, тот факт, что Фрейд обратил внимание европейской и в особенности немецкой общественности на психологию, - его личная заслуга.
Таким образом, Фрейд был одним из участников феноменального всобытия 20 века - сексуальной революции. Он на морально-духовном и отчасти этическом уровне раскрепостил сознание европейцев, дав некоторые разъяснения по поводу сексуальной жизни человека, тем самым освободив общество от некоторых церковных крайностей.
Теория бессознательного - не последняя разработка психолога. Таким образом, Фрейд продолжил свою работу, изучая глубины человеческого сознания и его реакции не те или иные раздражители. Так была разработана техника психоанализа.
Психоанализ – это попытка войти в коммуникацию с личностью, не как с представителем расы Человека-Разумного, а как с уникальным субъектом своего явления.
Технология психоанализа способствует выявлению у человека различных уникальных черт, которые указывают на конкретные человеческие проблемы, помогая тем самым решить данные проблемы.
Однако, и психоанализ не является идеальным психическим инструментом, способным вылечить психические расстройства. Так, данная техника обусловлена некоторой абсолютизацией. Дело в том, что таким образом человек крайне много внимания уделяет своей собственной персоне, а сам психоанализ подразумевает, что человек по своей сущности, в первую очередь по психопатической сущности, есть субъект, который испытывает определенные психические отклонения.
Все данные отклонения находятся во внутренней субстанции человека, которую часто определяют “внутренним миром” или “душой” человека.
Психологи-психоаналитики, действующие по методу Фрейда, пытаются заострять внимание человека именно на данных отклонениях и считают, что все проблемы, все несчастья возникают из-за того, что поведение индивидуума отклонилось от нормального.
Исходя из данного заключения, Фрейд подразумевал, что не существует абсолютно нормального, с точки зрения психологии, человека, а каждый испытывает определенную недостаточность, выраженную отклонением.
Карл Поппер (1902–1994) внес существенный вклад в общее развитие философии, как предмета науки. Он обосновал, что научные знания отличаются от бытовых и житейских знаний, что подтверждается логикой, дедуктивным выводом эмпирической проверкой, т.е. исследованием.
Он сформулировал принцип о том, что если научную теорию невозможно подвергнуть опровержению или критике ("принцип фальсифицируемости"), то данная теория не имеет научного основания и не достойна рассмотрения научным миром, потому как научная действительная гипотеза - это та идея, которую можно опровергнуть определенными фактами и явлениями, по причине относительности понятий. Если данное невозможно, то научное предложение не является научным и его нужно отбросить.
Благодаря указанному принципу Поппер провел четкий разграничительный контур между:
На практике оказалось, что данные области нельзя обобщать и рассматривать в общей концепции, потому как философские представления о жизни могут быть поняты исключительно философией и ее инструментами и субъектами. Если же рассматривать данную науку с естественно-научной точки зрения, то философия является фальсифицируема.
Таким образом, на основе заключений Поппера и предложенных им принципов, в 20 веке значительная часть видных мыслителей и философов предпочитают понимать философию не как науку, а как специфический способ выражения культуры и искусства (творческая сфера).
Поппер также сформулировал концепцию критического рационализма, которая излагалась в его труде “Открытое общество и его враги”. Мыслитель утверждал, что рационализм должен быть критическим сам по себе, что означало - критиковать самого себя. Относительно данного принципа - разум человека является самокритичным и поэтому имеет права на свои формулировки и выводы. Книга Поппера "Открытое общество и его враги" также активно критикует идеи тоталитаризма и пропагандирует основы идеи открытого нового общества.
Людвиг Витгенштейн (1889—1951) - австрийский исследователь, математик, философ. По образованию он был инженером, занимался разными теориями авиационных двигателей и пропеллеров. Математический аспект данных анализов привлек его внимание к чистому естествознанию и математики, что в дальнейшем отразилось на интересе к философии математики.
В 1953 г. он опубликовал свою книгу “Философские исследования”, а в 1958 г. – “Синюю” и “Коричневую” записки, за которыми последовали и другие его публикации из рукописного наследия. Этот второй цикл его исследований настолько отличается от “Логико-философского трактата”, что Витгенштейна даже вполне обоснованно можно считать творцом двух совершенно разных и новаторских философских концепций, что являет собой крайне редкое явление в философском мире.
“Логико-философский трактат” Витгенштейна оказал огромное влияние на образование логического позитивизма, которое в дальнейшем было развито его современниками до постпозитивизма. Его сформулированная философская концепция представляет очень трудную работу и сложную для понимания, по причине формы изложения в виде афоризмов. Однако, ее содержание настолько важно и разносторонне, что многие философы считают ее автора одной из самых значимых фигур в истории современной философии.
Эдмунд Гуссерль (1859—1938) - выдающийся немецкий мыслитель и философ эпохи 19 века, являющийся основоположником феноменологического течения.
Первостепенный импульс для собственных философских размышлений Гуссерль получил от своего учителя математики Вейерштрасса, с именем которого неразрывно связаны начинания мыслителя объединения оснований математического анализа в целое прозрачное и фундаментальне понятное арифметическое определение.
Таким образом формулировалась программа арифметизации математики, которая была неразрывно связана со многими философскими аспектами. Например, аналогичный процесс происходил и в геометрии, где разрешение задач наведения логического порядка ознаменовалось созданием неевклидовых геометрий. Они были выдвинуты в ходе различных попыток довести до абсолютного совершенства систему Евклида, доказав постулат о параллельных линиях, исходя из аксима, лежащего в основании этой математической структуре.
В ходе процесса выявления принципов, Гуссерль установил, что математические проблемы все больше определялись с логическими, методологическими и общефилософскими принципами, хотя бы потому, что при выведении теории множества этого общего основания математики обнаружились логические парадоксы, которые применимы и в методологии.
В 1897 г. был Первый международный конгресс математиков, на котором решались важнейшие вопросы математической техники, что по своим формулировкам были методологическими (философскими) вопросами.
Так, Э. Пикар, один из популярнейших и великих математиков своего времени, тогда заявил: «И мы имеем своих математиков-философов, и под конец века, как и в прежние эпохи, мы видим, что математика во всю флиртует с философией. Это – на благо дела, при условии, чтобы философия была весьма терпимой и не подавляла изобретательского духа».