Рассматривая общие изменения философских направлений, необходимо прежде всего выяснить содержание понятий сциентизма и антисциентизма, потому как в конце 19 и начале 20 века наука становится важнейшим фактором развития общества, и, как следствие, возникает радикальный вопрос о месте и роли философии относительно науки в общей системе культуры.
Таким образом, в условиях становления философии и развития науки возникает течение сциентизма, которое характеризуется социокультурным позиционированием абсолютизирующей роли науки в обществе и системы культуры человека, считающая предмет науки высшей духовной ценностью и необходимым условием для мировоззренческого понимания и осознания человека.
С точки зрения сциентизма, философия представляет собой определенный характер мышления, который формировался в различных науках. Однако, одновременно с этим возникает и противоположное определение – антисциентизм, которое стремится подчеркнуть ограниченность науки, и рассматривает ее систему как чуждое и даже враждебное относительно человеческой сущности.
Спор между двумя этими позициями особенно активируется во второй половине 20 века после двух мировых войн и в атмосфере нарастания научно-технической революции с ее социальными последствиями. Таким образом, все крупные философские направления 20 века выражались данной проблематикой, которая являлась в виде борьбы сциентизма и антисциентизма.
Наиболее ярко выражение сциентизма отражено в неопозитивизме. Однако, важно отметить, что философия неопозитивизма являет собой третий этап развития позитивистского направления, которое возникло еще в первой половине 19 века.
Поэтому, для того чтобы всецело понять философскую сущность неопозитивизма, следует упомянуть основные формы проявления данного явления: “первый позитивизм”, описанный видными мыслителями О.Контом, Г.Спенсером, Дж. Ст. Миллем, и “второй позитивизм”, который был представлен и единственным образом сформулирован Махам и Авенариусом.
Первая форма позитивизма - процесс сведения различных философских направлений к общему пониманию естествознания.
Революция сознании 19-20 веков продемонстрировала ограниченность естествознания, являющегося основой этому нравоучению.
Вторая форма позитивизма - теория познания и понимания мироустройства, разработанная на субъективном идеалистическом фундаменте, являющаяся двигателем к разному роду пониманий явлений в мире.
Недооценка логического мышления, увлечение психологизмом служили нарастанию быстрого кризиса данной формы позитивизма и возникновению новой формы - неопозитивизма. Несмотря на разнообразность его проявлений, неопозитивизм может быть однозначно определен как философская попытка анализа с точки зрения самого учения, где философия - не доктрина, а действительность.
Разновидности неопозитивизма определяются методом рассматриваемого анализа: в его роли может выступать как логический анализ (логический позитивизм), так и семантический (семантический позитивизм) или лингвистический (лингвистическая философия).
Философско-экономический аспект, отраженный в трудах Поппера, получил развитие в формировании теоретической основы ценностей и идеалов экономического либерализма. В своей книге “Открытое общество и его враги” Поппер рассматривал преимущество такой социально-экономической системы, где свобода рынка, активность и творчество многих индивидов сосуществуют в совокупности.
На философское направление экзистенциализма оказал огромное влияние немецкий философ Ф. Ницше и его “философия жизни”, а также экзистенциальная философия Кьеркегора, который полагал, что предмет философии должен быть ориентирован для реального человека с его жизненными проблемами, дабы помочь ему решить проблемы и найти собственное предназначение, найти свое “Я”.
Кьеркегор ввел различные определения: с одной стороны, неподлинного существования, которые бы значило полную подчиненность человека определенному обществу, “жизнь как у всех”, “плывя по течению”, без осознания собственного “Я”, без нахождения своего подлинного призвания; и с другой - подлинного существования, т.е. определение состояния подчиненности обществу, сознательный выбор, трансформация в хозяина собственной жизни.
Для обозначения «подлинного существования» Кьеркегор ввел в философию термин “экзистенция”. Экзистенциализм интерпретирует бытие как непосредственную нерасчлененность субъекта и объекта, как переживание субъектом своего «бытия в мире».
Бытие и сущность мира понимаются здесь как человеческое существование или экзистенция, которая не познается человеческим умом, исходящим из принципа противоположности субъекта и объекта.
Таким образом, весь внешний мир, человек, его внутренний мир характеризуются рационализмом как предмет научного исследования, практического манипулирования и анализа.
В этом смысле, научный подход к человеку, как к личности, нейтральный, потому как для общего научного процесса индивидуальная экзистенция не имеет значения, сама научная истина является абстракцией, а экзистенция - действительностью.
Наибольший интерес и актуальность для изучения, понимания и анализирования сущности вызывает структурализм, вошедший в философские определения в начале 20 века в различных научных дисциплинах, в том числе и в психологии и литературе.
Основными просветителями выступили Ф. Соссюр в лингвистике, К. Леви-Стросс в этнологии, Выготского и Пиаже в психологии. В будущем на смену структурализма придет более совершенная модель понимая морально-духовных вопросов - постструктурализм. Основателями данного явления можно считать следующих мыслителей:
Своей первостепенной миссией постструктуралисты считали критику западноевропейской метафизики (философии) с ее всеми культурными и мыслительными схемами (“языка власти” и “власти языка”).
По мнению философов постмодернистские трансформации проявляются не только в культурной сфере, но и в социологии и экономики. В условиях развития высоких технологий и многообразии средств массовой информации, сегодня особое значение значение приобретает область нематериальных ценностей (сфера услуг, индустрия развлечений, система образования и т.д.).
Таким образом, постмодернистская экономика наделена следующими базовыми элементами:
Поэтому общее философское течение постмодернизма неразрывно с экономическими определениями и экономическими условиями, которые являются первостепенными в среде массового потребления.
Важнейшая роль в формировании экономических основ в области морально-нравственных отношений лежит на роли маркетинга и рекламы, которые создают товары различными способами и предоставляют его социальному субъекту в том виде, в котором товар наиболее привлекателен. Маркетологи, специалисты по СМИ акцентируют внимания покупателей на приобретение не вещи, а символа привлекательности, уверенности и, как следствие, респектабельности.
Отрасль, где создается образ и символ товара, считается рентабельной и с долей высокой занятости работников. Поэтому, современные экономико-социальные процессы, в том числе и финансовый круговорот, обретают характер сугубо символический, усиливающий тенденции развеществления базовых социально-экономических элементов (товар, труд, инновация, деньги).
Данная тенденция является условием для манипуляции со спекулятивным капиталом, что может привести к утрате связи с реальным процессом производства социально-общественного богатства. Данная виртуализация мира обрекает людей жить среди символов и мифов.
Философская проблематика процесса заключается в переориентировании системы потребностей человека с материальной на нематериальную сферу. Таким образом, постмодернизм характеризуется переходным этапом и наиболее сложным философским переживанием, который подразумевает открытие новых течений, изменяющих сущность человека на поиски абстракций.