Конец 19 и начало 20 века - важнейший этап на путидвижения европейской и мировой философской мысли, который явил новые свойства ее сложной и многоплановой истории.
Философия 20 века - совокупность духовных и морально-нравственных умозаключений, относящихся к постклассическим учениям, так как основная составляющая умственного контура отличается от традиционного развития, что обусловлено специфическим развитием жизни в 20 веке, когда человечество переживало величайшие кризисы (мировые войны, массовые бунты и революции), когда перед каждым человеком планеты персонально стал вопрос о дальнейшем существовании человеческой цивилизации (данный вопрос зачастую ставился под сомнение).
Научно-техническая революция (НТР) оказывала огромное влияние на отношения человечества к внешнему окружающему миру и к собственному внутреннему миру той сложной и непостижимой культуры, которая хранится в душе каждого человека.
В целом, западная философия характеризуется двумя диалогами (иногда монологами) философии человека и философии науки, пытаясь соединить оба понятия в общее направление, новое, рождающиеся из глубин философского сознания и понимания естества мира.
Неопозитивизм (логический позитивизм) - это своеобразная постмодерная форма явления позитивизма, общекультурный и гносеологический корень которого уходит к 20 веку, во время формулировании и создания базовых принципов для условий существования классического позитивизма.
К основным формам проявления данных предложений можно отнести следующие факторы:
Таким образом, воспринимая предмет философии как своеобразный род деятельности, чьи данные и характеристики сводятся так или иначе к анализу естественных и искусственных направлений, логические позитивисты пришли к определенным выводам и результатам по поводу выяснения роли знаково-символического направления в научном осознании, в возможности математизации знаний, возможности соотношения теоретического аппарата и эмпирического базиса предмета.
Идеальное решение поставленных задач для неопозитивистов считается аппарат математической логики, который определяется не наукой философии. Постпозитивизм реализовывался и формировался в 50-х годах 20 века, основной которого выступала самокритика данного явления. Отделение научных предметов от ненаучных, основатели постпозитивизма видят в том, что научные определения принципиально могут быть опровергнуты при помощи опытно-исследовательской работы. С данной точки зрения любое научное познание носит лишь теоретический и относительный характер, который подвергается всяческим ошибкам.
Психоанализ - философское направление, сформулированное австрийским культурологом и психологом З.Фрейдом, базирующееся на роли человека в мире и рассматривающее в частности его систему потребностей.
Психоанализ рассматривался современниками Фрейда по разному. Так, многие видели в нем особое энергетическое сильное начало для дальнейшего развития, а многие выступали с резкой критикой его принципов и основ, которые во многим противореччат сложившимся понятиям западной философии.
Феноменология - одно из важнейших направлений современного вида, представленного немецким философом Гуссерлем.
Феноменология по мнению мыслителя - это предмет, описывающий действительные характеристики познания, которые выполнимы лишь в том случае, если феноменология будет рассматриваться и функционировать как точная наука.
Таким образом, феноменология как направление западной философии выделяет чистое, первостепенное, необозначенное сознание, выраженной субъективным потоком для определения его специфики. Только таким способом можно прийти к пониманию сущности человеческого сознания, основной характеристикой которого является интенциональность или акцентированность на определенный предмет философии.
Первоисточником всех пониманий и теорий науки феноменология является жизненный окружающий человека мир (мир повседневности). Переход от анализирования конкретных предметов к пониманию чистоты их сущности получил у ведущих феноменологов название “феноменологическая редукция”, т. е. процесс переориентирования акцента ученого с науки на то, каким образом сложившиеся предметы даны человеческому сознанию и с какой целью.
Путь феноменологии заключается в открытии возможностей путем исследования многообразного опыта человека, который каждый проживает индивидуально, характеризуя жизненный путь сложностью и разнообразностью жизни.
Экзистенциализм - не менее значимое направление, особенно присущие европейской философии, признающее единой действительной реальностью бытие индивидуальной человеческой души.
Общим пониманием экзистенциализма является утверждение о первостепенности человеческого существа по отношению к социальной его принадлежности как индивида. Данная формулировка справедлива, основываясь на том, что каждый человек сам определяет свою сущность и сам ею распоряжается.
Таким образом, каждый человек идет к своей индивидуальной цели, создает и творит себя, выбирает свой жизненный путь, проживает уникальную и не похожую жизнь, где он сам определяет, что первостепенно, а что нет.
Однако, положения западной философии показывают человека в его повседневной жизни, когда тот сам не осознает бессмысленности своего мира и мира в целом, стремясь быть похожим на других представителей общества (быть как все), избегая собственной индивидуальности и подаренной ему свободы.
Структурализм и постструктурализм - общие направления, которые являются совокупностью разных направлений современного философского и гуманитарного знания, непосредственно связанного с поиском логических структур, объективно существующих во многообразие явлений мира.
Предпосылки структурализма можно проанализировать и рассмотреть даже в античности (пифагорейцы, неоплатоники), но в современную западную философию идеи структурализма были взяты из специальных областей знания, таких как лингвистика, литературоведение, этнография.
Важнейшая задача структурализма - поиск устойчивых сформированных логических структур, т. е. устойчивой группы объектов. Сегодня данный предмет философии на Западе добился значительных успехов в определении глубинных структур культуры.
Структурализм является противником ряда гуманистических представлений, или точнее, традиционных гуманистических представлений, которые выражены в центральной роли человека, обусловленной свободой, что объективно демонстрирует обществознание.
Таким образом, самокритикой структурализма является постструктурализм, который признает невозможность редукции объекта по структурам, что в определенной степени означало возвращение к человеку как субъекту, как к социальному элементу взятого общества.
Философская герменевтика - первоначальное понятие философии с веков античности, которое буквально означает “искусство толкования текстов”.
К основным таким исследователям в западной философии относят:
Таким образом, общее направление западной современной сформированной философии означает уникальность человека как космического существа, наделенного возможностью самосознания, что требует изучения и анализирования для индивидуально каждого человека (субъекта своей жизни), дабы выявить концепцию собственной сущности, творческие потенциалы и основны как данного человека, так и общества.