Досократическая античная философия, или философия досократиков – название мыслителей Древней Греции периода 7 - 5 вв. до н.э., труды которых не относятся к сократической и софистической философским традициям. Важно отметить, что использование названия «досократическая философия» только в значении хронологического отрезка неверно, так как некоторые из досократиков жили в одно время с Сократом. Труды досократиков дошли до нас только в виде фрагментов, которые сохранились в виде цитат у последующих античных мыслителей.
Термин «досократики» появился в 1903 году, когда немецкий историк античности Герман Дильс в своей работе «Фрагменты досократиков» собрал тексты мыслителей, живших до Сократа. Труд «Фрагменты досократиков» включал в себя около 400 имён древнегреческих философов и авторов, тексты которых содержали не только собственно философские учения, но и орфические и дофилософские теокосмогонии.
Термин «досократики» берёт своё начало от термина «досократическая философия», который ввёл немецкий лингвист, философ и теолог Иоганн Август Эберхард, которой разделил всю историю античной философской мысли на два крупных периода – «досократовскую философию» и «сократовскую философию». Эдуард Целлер, немецкий историк философии 19-го века в своём труде «Философия греков в её историческом развитии» предложил периодизацию, согласно которой первый этап древнегреческой философской мысли начинается от древних ионийцев и кончается с приходом Сократа. Но окончательным объединением досократиков в одно целое, история философия обязана британо-шотландскому эллинисту Джону Бёрнету. Важно отметить, что термин «досократики» возник в Европейской исторической науке в новое время, однако стереотипы, в нём заложенные, восходят ещё к Платону и Аристотелю.
Мыслители досократического периода античной философии занимались проблематикой, связанной познанием природы, с поиском первоначала природы. По этой причине философию досократиков ещё принято называть натурфилософией, или философией природы. Представители древнегреческой натурфилософии ставили вопросы о причинах и закономерностях бытия всех вещей, они также пытались найти причину изменения и развития внешнего мира. В качестве ответа на вопрос о первоначале всего сущего различными школами и философами были даны разные ответы.
В досократической философии историками и исследователями античности принято выделять несколько основных школ:
Среди досократиков, находившихся вне школ нужно выделить следующих:
Милетская школа (6 - 5 вв. до н.э.), основанная Фалесом Милетским, главным предметом своих исследований сделала вопрос о первоначале. Фалес Милетский началом всего сущего считал воду. Анаксимандр началом всего сущего полагал некое вечное божественное начало, апейрон. Анаксимен утверждал, что первоначало всего – это воздух. Другими словами, мыслители милетской школы первоначало вещественного мира видели в различных физических ипостасях.
Пифагорейцы (6 - 4 вв. до н.э.) – это религиозно-философское учение, приверженцы которого были объединены в союз, находившийся на юге Италии. Основателем пифагорейства был Пифагор, который известен нам, прежде всего, как великий математик. Предметом учения Пифагора и пифагорейцев был мир как целое, в основе функционирования которого лежат законы гармонии и числа. Исследователи считают, что принцип справедливости является одним из самых важных в философских построениях пифагорейцев.
Элейская школы (6 - 5 вв. до н.э.) впервые поставила проблему бытия. Главный представитель Элейской школы, Парменид утверждал, что бытие есть, а небытия нет. Парменид был убеждён, что чувства ведут человека по ложному пути, и в действительности не существует рождения и гибели вещей, не существует также множества, существует только то, что может быть мыслимо, т.е. бытие. Другой представитель Элейской школы, Мелисс, как и Парменид полагал, что бытие бесконечно, вечно, не может быть делимо, неподвижно, и не подвержено страданиям.
Школа Гераклита. Гераклит (544 - 483 гг. до н.э.) одним из первых среди древнегреческих философов сделал попытку объяснить внутренние причины и закономерности изменения вещественного мира. Гераклит утверждал, что всё находится в непрерывном движении. Гераклит был убеждён, что вещи рождаются благодаря противоположности, и над всем миром господствует мировой разум, логос. Философское учение Гераклита, таким образом, имело механический характер. Механическое характер учения Гераклита заключался в поиске внешних причин изменений в мире.
Школа Анаксагора. Древнегреческий философ Анаксагор (около 500 - 428 гг. до н. э.) создал учению, в котором настаивал на бесконечном многообразии первоматерии, однородной, но качественно различной. Анаксагор был убеждён, что причиной всех изменений в мире является разум, доказательством чего служит порядок в устройстве космоса. В противоположность учению Анаксагора, атомисты настаивали на бесконечном многообразии количественных элементов.
Атомисты. Демокрит (около 460 - 370 гг до н.э.) и другие атомисты полагали, что в мире присутствует бесконечное множество неделимых атомов, отличающихся друг от друга только формой, и расположением. Атомы своей природе неизменны, движение атомов вечно. Между атомами существует пустота. Человеческое восприятие, согласно воззрениями атомистов возможно благодаря материальным образам, кторые исходят от вещей.
Эмпедокл (около 490 - 430 гг. до н.э.) в своём философском учении исходил из того, что в мире существует качественно различные элементы. В отличие от Гераклита, Эмпедокл был убеждён, что субстанции неизменны, а в отличие от элеатов, полагал, что субстанции многообразны. Все элементы в мире, в том числе и человеческая душа рождаются из смешения разных элементов.
Диоген Аполлонийский (499/498 — 428/427 гг. до н.э.), как и Анаксимен, первоначалом всего мира считал воздух. Свойствами воздуха Диоген Аполлонийский считал разум и мышление. Причина многообразия вещественного мира, по Диогену, заключается в трансформации, превращениях воздуха.
Подводя итого, нужно сказать, что досократической философии присущи размышления о природе и космосе, а этической, эстетической, и других проблематик досократики почти не касались.