Окружающий человека мир как естественная реальность предстает перед каждым индивидуумом как специфическое явление, общее единство, характеризующееся огромным множеством разнообразных вещей, различных внутренних и внешних процессов, состояний человеческих характеров, природных явлений и т.д.
Перечисленные выше факторы являются всеобщим бытием мира, т.е. своеобразная совокупность, которая и составляет единое бытие естества.
Важнейший компонент, с помощью которого происходит осуществление всеобщих связей между таким бесконечным множеством материального, выступает единое.
Таким образом, мир определен совокупностью множества отдельных (единичных) явлений, материальных вещей, процессов, которые все время взаимодействуют друг с другом, образовывая динамику вещей.
Мир отдельных сущностей включает в себя и людей, и животных, и растений, и все физические процессы, которые протекают между ними. Так, природа, человек и растение, по данному положению, есть единое целое, неделимое понятие - бытие мира. Если исходить сугубо из всеобщего и единичного, то человеческое сознание рано или поздно окажется в положении, когда не сможет ориентироваться в таком многообразие мира.
Тем не менее, в данном разнообразии имеется множество подобных единичностей, которые, отличаясь друг от друга, в то же время имеют много общего, иногда и сущностного, что дает возможность и право на их обобщение и объединение в более общее и целостное понятие. Разумеется, все существующие формы бытия тесно взаимодействуют друг с другом, и их классификация как всеобщего, единичного и особенного, не только отражает реальную действительность мира, но и одновременно помогает человеку лучше ориентироваться в бытие и понимать мир сущностей.
Если состояния бытия мира можно представить предметно на примерах, то справедливо рассматривать примеры следующим образом:
С учетом указанного выше, формы бытия человека можно понимать в нескольких направлениях:
Кроме этих форм бытия, служащих объектом человеческого существующего анализа, существует еще и обще-социальное бытие, или бытие общества, характеристика которого рассматривается социологией и политикой.
Таким образом, природное бытие - это материализованная, т.е. видимая, ощутимая, осязаемая и действительная сфера (состояние мира, природы), которая существовала прежде появления/сотворения человека.
Характерная особенность этой формы бытия - ее непосредственная объективность и первичность по отношению к остальным формам бытия.
Объективный и первичный характер природы обусловлен тем, что природа есть первопричина, возникшая и существующая за время появления человека. Так, признание ее действительности и первичности не зависит от того, существует или не существует человеческое сознание, потому как человек не способен повлиять на объективные факторы внешнего мира. Более того, как известно, сам человек часто понимается как продукт природы, который появился из нее на определенном этапе развития.
Также аргументом в обосновании неделимости существующих качеств природного бытия будет факт того, что несмотря на появление человека, его разумную деятельность и воздействие на природу (отчасти и разрушительную) общество и сейчас, подобно тому как и тысячи лет назад, в самом первичном, в том, что относится к основам его существования, продолжает быть зависимо от условий природы.
Известно, что в процессе своего существования человек шаг за шагом, преодолевая огромные трудности, овладевал и познавал тайны природного мира (внешней среды). Так и сегодня, несмотря на открытие новых научных принципов, объясняющих причинно-следственные связи в естественной среде, в природе и в человеке, совершенные инструменты и приборы, произведенные умом человека, во внешнем человеку мире, в том числе в космической сфере, существует множество того, что и сейчас недоступно человеческому интеллекту.
Следовательно, при анализе природной формы бытия необходимо исходить и из того, что из-за своей первостепенности и объективности, из-за собственной бесконечности и безмерности, природная среда или универсум в общем смысле никогда раньше, а, следовательно, и в будущем не могут быть охвачены не только восприятием, но и даже фантазией, воображением и мыслью человека.
Материальное бытие, созданное человеком («вторая природа») - есть не что иное, как предметно-материальный мир, созданный человеком и окружающим его внешним миром в повседневной жизни.
«Вторая природа» или «второе бытие» - это своеобразный материальный мир, вещественное-бытовой и производственный, который сформирован с целью удовлетворения индивидуальных и особенных потребностей каждого человека.
Это бытие, возникнув однажды по воле человеческого разума, затем может продолжать существовать относительно независимо от фактора человека и человечества на протяжении длительного времени (иногда, вплоть до тысячелетий).
Так, например, орудия труда, средства передвижения модернизируются и эволюционируют в несколько раз быстрее, чем какие-либо вещественно-материальные предметы, используемые отдельным человеком для жизни (жилища), обучения (книги), быта (столы, стулья).
Во взаимоотношениях между первой и второй природой ключевую роль играет первая, так как без ее активного участия невозможно не только деятельное существование, но и формирование «второй природы». Особенно ощутимым и заметным это стало в последнее столетие, когда вторая природа характеризуется еще и способностью регионального разрушения «первого» бытия.
Рассматривая диалектику бытия, невозможно не рассматривать такой важной особенности бытия человека, как зависимость его телесных действий от социальных мотивационных факторов. Во время, когда остальные природные вещества и тела функционируют автоматически и можно с достаточной точностью предсказывать их действие в близкую и далекую перспективу, этого невозможно сделать относительно тела человека, поскольку его деятельность, в том числе и его поступки зачастую определяются не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными высоко-социальными мотивами.
Необходимо также и рассматривать такую форму человеческого бытия, как индивидуализированная духовная сфера бытия и общественное (социальное) духовное бытие людей. Под духовным, не претендуя на охват целостной его сущности, полагается единство сознательной и бессознательной деятельности человечества, которая определяется и нравственностью, и художественным творчеством, и знанием, и материальными конкретными явлениями и предметами.
Индивидуализированная сфера духовного бытия - это прежде всего разум и сознание отдельного индивида, его разумная деятельность, которая включает в себя элементы осознанного и бессознательного одновременно.
Индивидуализированное духовное бытие в какой-то степени взаимодействует с эволюцией всеобщего бытия, являясь и относительно-самостоятельной формой бытия.
Таким образом, индивидуальное бытие выражается в духовном бытие, которое, в свою очередь, также определяется как относительно самостоятельное и не может существовать без индивидуального человеческого сознания. Поэтому данные формы бытия можно и необходимо анализировать сугубо в общем единстве.
Предметно-вещественные проявления общечеловеческого духовного бытия проявляются в литературе, произведениях искусства, производственно-технических предметах, нравственные принципах, идей о государственном и политическом устройстве общественной жизни.
Эта форма духовного бытия является практически вечной, если ее рассматривать в человеческом время-измерении, т.к. ее жизнь определяется существованием человеческого рода. Индивидуализированное духовное бытие и общечеловеческое духовное бытие, сотворены искусственно, но без них существование всего человечества было бы невозможным.