Гуманистичная философия


Гуманистичная философия

Зарождение гуманистической философии

Гуманистическая философия появляется в период Ренессанса, как одна из его движущих сил. Источником зарождение гуманизма является стремление преодолеть церковный догматизм и засилье как в жизни общества, так в области философии и искусства, а также в жизни отдельного человека. Критика церкви, которая выступала одной из опор феодального строя, выстраивалась за счет изучения и возрождения греко-римских трактатов, произведений, способа мышления и миропонимания.

Двигателями философии гуманизма стали образованные, но свободные от сословных рамок люди – поэты, ученые, художники, философы и т.д., способные восстать как против церковных догм, так и против самих основ феодальной системы связанных с попранием личности, ее прав и свобод.

Замечание 1

Гуманистическая философия предполагает концентрацию на человеке, личности, признание ее высшей ценностью, способной к развитию и преодолению препятствий, самостоятельному поиску и выбору смысла существования, способной достичь совершенства как физического, так и духовного, обладающей врожденными и неотчуждаемыми правами на жизнь, на свободу.

Основным способом развития личности философы гуманисты мыслили просвещение, торжество человеческого разума, его способность в исследовании мира решить все возникающие не только технические или научные, но и социальные проблемы. Прозябание подавляющего большинства населения во тьме безграмотности, предполагалась как основная причина духовной слабости и морального несовершенства, в то время как образование позволило бы сделать людей лучше, дать им силы и инструменты для собственного развития.

Направления раннего гуманизма

В период возрождения можно выделить две школы европейского гуманизма:

  • гуманизм «буржуазии»,
  • гуманизм «пролетариата».

Первое направление в большей степени сформировано мыслителями, отражающими интересы зарождающегося класса буржуазии – мелких и крупных собственников, не имеющих наследственных привилегий, а приобретших свое имущество путем труда и умелого ведения дел. Для данного направления гуманизма личная собственность выступает в качестве главного условия развития личности, ее базиса и точки приложения усилий, а также наглядного показателя ее совершенствования.

Замечание 2

В сочетании с философией протестантизма данное гуманистическое направление заложило основы будущей морали и мировоззрения капиталистического общества.

Второе направление представлено философами-утопистами, такими как Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Оуэн, Ш. Фурье, в основе концепций, которых лежало представление о равном распределении собственности о выделении в качестве главной движущей силы развития человека и общества труда.

Замечание 3

Именно труд, реализация личности в рабочих взаимоотношениях служит источником и средством ее совершенствования, в то время как результаты труда – различные блага и собственность, должны быть равномерно распределены между всеми членами общества.

В работах данных философов выстраиваются различные концепции общества, которые кардинально отличаются от современного им феодализма, и содержат в себе предтечи представлений о коммунистическом обществе.

Развитие гуманистических идей на рубеже 19-20 веков

В новое время центральное место в философии занял человеческий разум и его безграничные возможности по изучению этого мира, формирование объективной науки, построенной на экспериментальном знании и стремящейся познать свойства и природу вещей, вместо их абстрактной метафизической сущности. Хотя данная позиция стала закономерным результатом развития гуманистических идей времени Возрождения, сами идеи гуманизма значительно исчерпали себя, в особенности, когда общество столкнулось в реальными социальными последствиями политики просвещения – его дестабилизацией и сменой форм общественного устройства с монархического на республиканский зачастую с помощью революции.

Замечание 4

Таким образом следствием возвышения и развития человека стали отнюдь не гуманистические поступки многих масс людей, осознавших истинный характер и произвольную природу разрыва между правящими и управляемыми, и потребовавших социальной справедливости – перераспределения власти в пользу «новых людей», буржуазии, которая на тот момент представляла голос народа.

Однако развитие буржуазных, демократических обществ, стремительное развитие науки и внедрение ее достижений в производство, промышленность, открытие мира, взаимодействие с другими народами и культурами, лишь усиливало общий антигуманистический характер общества, развивающегося в рамках капиталистических ценностей.

Подобное противоречие требовало осмысления и переработки основ гуманистической философии ее облачения в новые формы. Как результат уже на рубеже 19-20 веков появился ряд течений, предлагавших новый взгляд на гуманизм:

  • марксизм,
  • экзистенциализм,
  • антигуманистический экзистенциализм Хайдеггера.

В рамках марксистской философии гуманизм рассматривался как одна из точек критики буржуазного общества, его античеловеческой природы и противоречий. При этом классический, абстрактный гуманизм и «истинный социализм» с его утопическими воззрениями подвергались острой и разносторонней критике. Основным ее содержанием стало отделение в гуманизме человека от окружающей его социальной и исторической реальности, представления человека как биологического существа вообще, что делало любые гуманистические ценности – такие как свобода, жизнь, равенство и т.д. абстрактными и бессодержательными. Маркс утверждает новый социалистический гуманизм, в котором данные противоречия преодолеваются за счет понимания человека как социального существа, продукта общественно-исторических отношений.

В классическом экзистенциализме, представленном Ж.-П. Сартром представленная проблема разрешается за счет низведения гуманистических принципов с абстрактного, видового уровня, на уровень каждой конкретной личности. Так человек становится свободен, но не вообще, как биологическое существо не имеющее предназначение, а конкретно, как бесконечно одинокая сущность, которая не зависит ни от каких внешних факторов и вольна в любой конкретный момент своего существования выбирать как способ взаимоотношения с окружающим миром, так и цель жизни.

М. Хайдеггер критикует классический гуманизм за абсолютизацию человеческого субъективизма, как источника познания и предполагает, что человеку следует относится к миру не завоевательно, а созерцательно, вслушиваясь в сущность бытия, пытаясь проникнуть к самым его основам, через идентификацию с ним.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :