Гносеология Демокрита


Гносеология Демокрита

Атомистическая концепция Демокрита

Демокрит является родоначальником материалистической философской мысли античного периода.

Замечание 1

Согласно его учению весь мир состоит из двух составляющих – атомов и пустоты. Атомы представляются Демокритом как мельчайшие, неделимые и вечные частицы материи, которые невозможно ощутить непосредственно.

Все многообразие ощущаемого мира создается благодаря сцеплению атомов между собой. Для обоснования данного тезиса Демокрит вводит понятие движения – как естественного свойства материи, под которым он понимал перемещение атомов в пространстве, а также представление о разнообразии атомов, по форме, тяжести, свойствам и т.д. Так тяжелые атомы движутся быстрее, легкие – медленней, что приводит к их столкновению и сцеплению за счет «крючков», благодаря чему возникают все вещи в мире.

Замечание 2

Поскольку атомы существуют в пространстве – пустоте и их количество хотя и ограничено, но неисчислимо Демокрит предполагает существования бесконечного множества миров, которые создаются, движутся и разрушаются в пространстве. Также Демокрит предполагал, что земля имеет форму шара, так как поток атомов стакиваясь и сцепляясь между собой образовывал вихри, из которых и получилась шарообразная земля.

Атомистические представления Демокрита распространялись даже на такие традиционно мифически-идеалистические представление как природа божественного или человеческой души. С его точки зрения боги – такие же создания природы, состоящие из атомов, как и люди, только обладающие куда большей степенью совершенства и не стремящиеся активно вмешиваться в происходящие процессы.

Аналогичным образом человек также полностью состоит из атомов. Взаимодействием атомов Демокрит объяснял все протекающие психические процессы. Он предполагал, что душа организована особым типом атомов, которые распространены по всей природе, однако особенно концентрируются в человеческих телах.

Смерть человека детерминируется чрезмерной потерей атомов души, которые не собраны в конкретном органе, а распределены по всему телу (здесь прослеживается аналогия с Аристотелем, который также не привязывал душу к конкретному органу тела). Душа смертна и погибает вместе с телом.

Представления о познании Демокрита

Гносеология Демокрита естественным образом вытекает из его представлении о бытии и носит материалистический характер.

Философ выделяет два пути познания:

  • темный путь чувственного познания,
  • светлый путь рационального познания.

Чувственное познание по мнению Демокрита происходило благодаря воздействию атомов объекта на органы чувств человека:

  • Так при тактильном, вкусовом, обонятельном восприятии человек непосредственно контактирует с познаваемым объектом.
  • При слуховом восприятии необходимо, чтобы в ухо человека вошел поток воздуха достаточной плотности и силы (предтеча понятия звуковой волны).
  • Наиболее интересно была решена проблема зрительного восприятия. По мнению Демокрита от предметов отрываются тончайшие пленки, полностью повторяющие их форму и попадают в глаза человека. Эти пленки получили название эйдолов.

Вся умственная деятельность человека по мнению философа обусловлена этими атомарными воздействиями, которые истекают к нему извне, от окружающего мира. Ощущение есть непосредственное взаимодействие с атомами предметов, а мышление – производное суммации этих взаимодействий и атомов. Даже содержание снов, по Демокриту, обусловлено поступающими эйдолами.

Несмотря на то, что чувственное познание признавалось Демокритом в качестве первичного источника и пути получения знания, однако, он считал его мнимым, в следствии чрезмерной субъективности.

Эта субъективность была двоякого рода:

  • во-первых, каждый человек ощущает один и тот же предмет по-разному (одному сладко, другому кисло; одному громко, другому тихо и т.д.);
  • во-вторых, чувственное знание дает информацию о мнениях, т.е. качествах присущих предметам, с точки зрения людей (вкус, цвет, запах и т.д.), а не о их сущности, т.е. составляющих их атомов и пустоте.

Поскольку чувственное познание атомов и пустоты невозможно, ему на смену следует познание рациональное, силой разума и рассуждений. Однако в отличии от других гносеологических систем античности рациональное познание не является прозрением (как припоминание Платона) или анализом и обобщением чувственных данных (как логика Аристотеля). Демокрит отрицает возможность чувственных данных помочь в познании истины, и в тоже время обращается к ним в стремлении постичь ее через сопоставление отдельных частных случаев, используя индуктивный метод.

Философ широко использует «эксперименты» для обоснования своих положений. Так существования предела деления (какую-либо вещь невозможно разделять до бесконечности, всегда образуется неделимый остаток), выступает одним из частных доказательств существования атомов. Аналогичным образом тот факт, что в сосуд, наполненный золой можно влить столько же воды, сколько и в пустой, является частным доказательством пустоты. Подобных примеров в трудах Демокрита великое множество.

Следствия гносеологии Демокрита

Опираясь на представления о атомарном строении мира и движении атомов, как причины всех процессов, протекающих в нем, от течения времени и физических явлений, до психических процессов и смерти, Демокрит приходит к выводу о полной детерминированности бытия.

С его точки зрения главным результатом светлого, рационального познания, позволяющего распознать суть вещей, является способность предсказывать и управлять ходом событий. Для мудреца, по мнению Демокрита, такого понятия как случайность не существует.

Замечание 3

Случайность - это лишь события, которые не были просчитаны заранее и упование на случай свойственно лишь глупцам и невеждам. Случайность и разум противопоставляются друг другу.

Данные идеи Демокрита находят свое отражение и в современной науке, например, в представлениях некоторых нейрофизиологов о том, что свободы воли не существует, а все решения, принимаемые личностью заранее детерминированы ходом нервных процессов в мозге. Сознание же играет роль интерпретатора этих решений, обеспечивая иллюзию выбора.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :