Демокрит является родоначальником материалистической философской мысли античного периода.
Согласно его учению весь мир состоит из двух составляющих – атомов и пустоты. Атомы представляются Демокритом как мельчайшие, неделимые и вечные частицы материи, которые невозможно ощутить непосредственно.
Все многообразие ощущаемого мира создается благодаря сцеплению атомов между собой. Для обоснования данного тезиса Демокрит вводит понятие движения – как естественного свойства материи, под которым он понимал перемещение атомов в пространстве, а также представление о разнообразии атомов, по форме, тяжести, свойствам и т.д. Так тяжелые атомы движутся быстрее, легкие – медленней, что приводит к их столкновению и сцеплению за счет «крючков», благодаря чему возникают все вещи в мире.
Поскольку атомы существуют в пространстве – пустоте и их количество хотя и ограничено, но неисчислимо Демокрит предполагает существования бесконечного множества миров, которые создаются, движутся и разрушаются в пространстве. Также Демокрит предполагал, что земля имеет форму шара, так как поток атомов стакиваясь и сцепляясь между собой образовывал вихри, из которых и получилась шарообразная земля.
Атомистические представления Демокрита распространялись даже на такие традиционно мифически-идеалистические представление как природа божественного или человеческой души. С его точки зрения боги – такие же создания природы, состоящие из атомов, как и люди, только обладающие куда большей степенью совершенства и не стремящиеся активно вмешиваться в происходящие процессы.
Аналогичным образом человек также полностью состоит из атомов. Взаимодействием атомов Демокрит объяснял все протекающие психические процессы. Он предполагал, что душа организована особым типом атомов, которые распространены по всей природе, однако особенно концентрируются в человеческих телах.
Смерть человека детерминируется чрезмерной потерей атомов души, которые не собраны в конкретном органе, а распределены по всему телу (здесь прослеживается аналогия с Аристотелем, который также не привязывал душу к конкретному органу тела). Душа смертна и погибает вместе с телом.
Гносеология Демокрита естественным образом вытекает из его представлении о бытии и носит материалистический характер.
Философ выделяет два пути познания:
Чувственное познание по мнению Демокрита происходило благодаря воздействию атомов объекта на органы чувств человека:
Вся умственная деятельность человека по мнению философа обусловлена этими атомарными воздействиями, которые истекают к нему извне, от окружающего мира. Ощущение есть непосредственное взаимодействие с атомами предметов, а мышление – производное суммации этих взаимодействий и атомов. Даже содержание снов, по Демокриту, обусловлено поступающими эйдолами.
Несмотря на то, что чувственное познание признавалось Демокритом в качестве первичного источника и пути получения знания, однако, он считал его мнимым, в следствии чрезмерной субъективности.
Эта субъективность была двоякого рода:
Поскольку чувственное познание атомов и пустоты невозможно, ему на смену следует познание рациональное, силой разума и рассуждений. Однако в отличии от других гносеологических систем античности рациональное познание не является прозрением (как припоминание Платона) или анализом и обобщением чувственных данных (как логика Аристотеля). Демокрит отрицает возможность чувственных данных помочь в познании истины, и в тоже время обращается к ним в стремлении постичь ее через сопоставление отдельных частных случаев, используя индуктивный метод.
Философ широко использует «эксперименты» для обоснования своих положений. Так существования предела деления (какую-либо вещь невозможно разделять до бесконечности, всегда образуется неделимый остаток), выступает одним из частных доказательств существования атомов. Аналогичным образом тот факт, что в сосуд, наполненный золой можно влить столько же воды, сколько и в пустой, является частным доказательством пустоты. Подобных примеров в трудах Демокрита великое множество.
Опираясь на представления о атомарном строении мира и движении атомов, как причины всех процессов, протекающих в нем, от течения времени и физических явлений, до психических процессов и смерти, Демокрит приходит к выводу о полной детерминированности бытия.
С его точки зрения главным результатом светлого, рационального познания, позволяющего распознать суть вещей, является способность предсказывать и управлять ходом событий. Для мудреца, по мнению Демокрита, такого понятия как случайность не существует.
Случайность - это лишь события, которые не были просчитаны заранее и упование на случай свойственно лишь глупцам и невеждам. Случайность и разум противопоставляются друг другу.
Данные идеи Демокрита находят свое отражение и в современной науке, например, в представлениях некоторых нейрофизиологов о том, что свободы воли не существует, а все решения, принимаемые личностью заранее детерминированы ходом нервных процессов в мозге. Сознание же играет роль интерпретатора этих решений, обеспечивая иллюзию выбора.