Рене Декарт по праву относится к числу основоположников философии Нового времени. Его научные изыскания охватывали математику, механику, естествознание, однако основные труды были посвящены все же философии, вопросам осмысления мира, бытия и, конечно же, познания.
Для философии Нового времени характерен гносеологический поворот. Вопрос познания становится центральным, что обусловлено целым рядом причин, как социальных, так и философских.
В период Возрождения трудом выдающихся мыслителей с философии было сброшено бремя схоластики и обслуживания интересов церкви, а в центре ее внимания оказались проблемы человека, его возможностей, совершенства и, в том числе, способности к познанию и преобразованию мира.
Между тем, Новое время характеризуется расцветом научной мысли и реализацией научных идей на практике в виде изобретений, которые меняли не только экономику, но и повседневную жизнь людей.
На фоне высокого интереса и востребованности научных знаний вопрос о путях познания, сущности самого знания и критериях его истинности, перестал бы отвлеченным и теоретическим, а приобрел самое непосредственное прикладное значение, стал основным вопросом философии того периода.
Однако специфика гносеологических воззрений многих мыслителей все также базировалась на их онтологии, представлении о мире и структуре бытия.
Онтологию Декарта часто называют дуалистической, так как Декарт выделяет две субстанции – сознание и материю, которые для своего существования не нуждаются ни в чем, кроме обычного содействия бога. Таким образом, хотя философ и выделяет две стороны бытия, их источник он, достаточно традиционно, видит в божественном, что позволяет охарактеризовать его как идеалиста.
Мир с точки зрения Декарта механистичен. Материя заполняет все его пространство и представлена тремя видами частиц – бесконечно малыми, образующими Солнце и звезды, округлыми и подвижными, образующими небо, и крупными, малоподвижными частицами из которых состоит Земля, планеты и другие небесные тела.
Материя постоянно пребывает в движении, при этом это движение относительно, т.е. движение рассматривается Декартом как перемещение одних частиц относительно других. С его точки зрения абсолютного покоя не существует. Материальные тела, созданные из частиц функционируют по законам механики, они воздействуют друг на друга и отвечая на этой воздействие совершают какое-либо движение в материальном мире.
Даже тело человека представлялось Декартом в виде сложного механизма, который управляется посредством движения животных духов – бесконечно малых материальных частиц, которые перемещаются от органов чувств в мозг, а оттуда к мышца по нервам, представленным полыми трубками.
Сознание противостоит материи. Оно неделимо и дано человеку непосредственно, в отличии от материи, которая открывается лишь через ощущения. Основным свойством сознания является мышление, которое независимо от телесных страстей и чувств, являющих проявлениями материального тела, однако мышление способно помутняться под их напором. Именно мышление рассматривается Декартом как основной источник познания.
Гносеология Декарта непосредственно вытекает из его дуалистического представления о мире. Так как человек представляет собой вынужденный союз материального тела и сознания, то и познание он способен осуществлять двумя путями – материальным, через ощущения, и рациональным, т.е. с помощью мышления.
Однако сенсуалистское познание по мнению Декарта не совершенно и не способно дать достоверные, истинные знания. Материя постоянно пребывает в движении, она относительна, а те ощущения которые переживает человек носят субъективный характер.
Так Декарт признавал за материей только одно свойство – протяженность, в то время как всю совокупность человеческих ощущений (свет, тепло, вкус, цвет, звук и т.д.) рассматривал как субъективные переживания или оценки, которые человек дает материи воздействующей на него. Эти оценки могут меняться, также как меняется сама материя, из-за чего их истинность оказывается под вопросом.
Вопрос или сомнение играют центральную роль в гносеологии Декарта. Под сомнение с его точки зрения можно поставить абсолютно любое знание или истину. Даже математическая формула может быть поставлена под сомнения, так как несмотря на свою абстрактность и постоянство может являться плодом больного воображения
И в тоже время существует одна вещь поставить которую под сомнение невозможно. Раз существует сомнение, значит есть тот, кто сомневается. Таким образом существование мышления представляет для Декарта самоочевидную истину, которую невозможно опровергнуть. Самоочевидность же рассматривается им в качестве главного критерия истинности любого знания.
Само знание Декарт распределяет по трем видам:
Врожденные идеи вложены в сознание человека богом, который является источником всего, а потому они истинны и одинаковы для всех людей на Земле.
Приобретенные идеи человек получает сенсуалистским путям воспринимая окружающую материю, и они как правило не соответствуют истине.
Сотворенные идеи созданы самим человеком, его мышлением в ходе процесса познания и могут отвечать критериям истинности.
Декарт, как и любой философ, пытался осмыслить не только вопросы самого знания, его природы и истинности, но также выработать метод с помощью которого наука могла бы целенаправленно создавать истинные знания, вместо их слепого и случайного поиска. Для Декарта таким путем стало дедуктивное размышление, т.е. переход от общего к частному, которое выстраивается с соблюдением строгих правил.
Философ сформулировал 4 основных правила: