Гносеология – философская дисциплина, изучающая взаимоотношения объекта, субъекта и знания в процессе познания. Другими словами, гносеология – это теория познания. Важно отметить, что гносеология, особенно в английском языке, довольно часто выступает в качестве синонима эпистемологии. Эпистемология – это раздел философии, изучающий знание, его структуру, особенности и принципы развития. Тенденция к разделению понятий гносеология и эпистемология характерна для философской мысли современности, и при следующем подходе:
Будучи одним из основных разделов философии, гносеология изучает сущностные характеристики и особенности познания человеком мира. В истории развития философской мысли, гносеология играла важную роль, потому что обосновывала разнообразные характеристики и принципы бытия, определения природы, общества и человеческой личности, принципы и критерии научного познания. Поскольку познание всегда считалось одной из самой важных сторон человеческого бытия, а познавательная деятельность высоко оценивалась в культуре, в связи с этим гносеология являлась исходным пунктом для обоснования и объяснения связей человеческого бытия, задавая ценностные ориентиры в изучении остальных разделов философии. На современном этапе развития философского знания, гносеология опирается на результаты специальных, когнитивных наук о знании и познании, взаимодействует с ними, однако не теряет своей философской специфики, вписывающей проблему познания и знания в общий контекст бытия человека в мире.
Человек познаёт внешний мир различными методами, в разных видах и формах. Принято выделять следующие формы познания:
Необходимо отметить, что все виды познания связаны между собой. Научное знание почти невозможно без методологической базы философии, в свою очередь философское познание основывается на выводах частных наук, художественное познание является обязательным для всех форм познания, а в основе вообще всех форм познания лежит повседневное познание, которое представляет из себя информационно самую объёмную форму знания, в первую очередь об единичных объектах и явлениях.
Человеческая природа устроена таким образом, что человек познаёт внешнюю действительность параллельно преобразуя её. Объектом познания является, в первую очередь, часть внешней объективной реальности, вовлеченная в область познавательно-практической деятельности человека, а также субъективная реальность человека, в которую входят психика личности, его сознание и бессознательное. Нужно отметить, что объект познания со временем расширяется и углубляется.
Гносеология изучает прежде всего отношение между объектом и субъектом познания. Отношение между объектом и субъектом познания носит диалектический характер. Этот диалектический характер заключается в том, что процесс познания представляет из себя переход от незнания к знанию, от неточного и неполного знания ко всё более точному и полному знанию, от знания явлений к знанию сущности, от знания фактов к знанию причино-следственных связей. Таким образом, диалектика в процессе познания проявляется прежде всего, в единстве чувственного и рационального, в неразделимости теоретического и практического в познании
В процессе познавательной деятельности, участвуют в совокупности чувственное и рациональное познание, воображение, логика, а также интуиция. Познание – это наивысшая форма отражения внешнего мира. Познание, открывая законы реальности, в идеальной форме воссоздает предметы и явления во всём многообразии их свойств. Это связано прежде всего с тем, что познание базируется на предметно-чувственной и практической сторонах человеческой деятельности. Об объектах и явлениях внешней реальности человек получает информацию в первую очередь посредством своих органов чувств, и поэтому чувственное познание является необходимым условием в познавательной деятельности.
Чувственное познание включает в себя три основные формы отражения:
Ощущение – это субъективный образ внешней объективной реальности, отражение характеристик и свойств предметов объективного мира, возникающее в процессе воздействия этих предметов на органы чувств человека. Наиболее развито у человека зрительное ощущение, далее идут слуховые, осязательные, вкусовые, тактильные и другие ощущения.
Восприятие представляет из себя целостный образ объектов и явлений внешнего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Восприятие – это своего рода совокупность, синтез всех ощущений, полученных посредством каждого отдельного органа чувств человека.
Представление – это чувственный образ объектов и явлений внешнего мира, которые в данный момент времени не воздействуют на органы чувств человека. Представление необходимо для того, чтобы воспроизвести конкретный предмет в своих мыслях, даже когда этого предмета нет перед человеком.
В отличие от животных, чувства человека пронизаны воображением и мыслью, чувства человека пропитаны пониманием. Неотъемлемой частью познавательной деятельности человека является абстрактное мышление, которое осуществляется в формах понятия, суждения, умозаключения.