Русская религиозная философия Булгакова


Русская религиозная философия Булгакова

Развитие философской мысли Булгакова

Сергей Николаевич Булгаков (1871 — 1944) - известнейший русский мыслитель, один из продолжателей русской религиозной философии, экономист, богослов, внесший неоценимый вклад в развитие русской мысли и русского идеализма.

После пары лет работы приват-доцентом Киевского университета в 1906 г. Булгаков направляется в Москву, где сразу становится приват-доцентом Московского университета, а в 1907 г. — профессором политэкономии Московского экономического института (сегодня — Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова).

Булгакова интересовала наука философия и самые разные ее проявления, в особенности философия Владимира Соловьева. Рассматривая некоторые философские течения, экономист и будущий философ сразу же формулирует свою собственную религиозно-философскую мысль, которая позже станет отдельным философским направлением. В этот же время, работая с Бердяевым, он редактирует журнал “Новый путь”, которые далее будет отражен в сборнике “Вехи” (1909).

В 1912 г. Булгаков публикует одну из первых своих работ “Философия хозяйства”, в которой мыслитель пытается осветить наиболее острые вопросы социальной философии и политэкономии, рассматривая данные аспекты с точки зрения религиозно-христианского направления философии. Таким образом, уже в 1917 году была опубликована книга Булгакова “Свет невечерний: Созерцания и умозрения”, которую сам автор считал результатом труда “Философии хозяйства”.

В 1918 г. Булгаков принимает сан священника, а спустя четыре года (в 1922 г.) по причине прихода новой власти, которая отрицает религию и философию как предметы морально-нравственного совершенства, он был выслан из России, проживая свои первые годы в Праге. Позднее, изгнанный русский философ-богослов переезжает в Париж, где начинает работать профессором богословия, ставши деканом Православного богословского института.

Замечание 1

Важнейшим философским вопросом для Булгакова есть проблематика подлинного пути и принципа жизни, на котором могло бы основываться общество. Таким образом, наиболее известной его работой, посвященная этой проблематике, это книга “Два града” (1911).

Отойдя от критикуемых им идей марксизма, Булгаков оценивает высказанные положения К. Маркса как человекобожие, попытка возвести человеческого рода в статус божественного и, одновременно сформулировать теорию, бесцеремонно относящуюся к личностной индивидуальности.

Так, христианское нравоучение, по мнению Булгакова, заставляет человека ощущать в себе бессмертный дух, побуждение личности к указанию для каждого человека его собственного пути развития, собственного роста и т.д.

Булгаков писал, что описанный социализм Маркса полностью упраздняет индивидуальность, ставя во главу общественные отношения, а не человека, сводя личность к общественным рефлексам и заимствуя идею мессии, заменив понятие избранности народа на пролетариат с его особенными революционными целями, а сатану - на класс капиталистов с его неутолимой жаждой большего.

Замечание 2

Однако, Булгаков не упразднял идею социализма как общественного явления, он также полагал, что социализм способен являться инструментом для реализации “требований христианской этики”, но для этого сам социализм не должен характеризоваться атеизмом и экономическим материализмом, поскольку в данном случае постоянный рост материальных благополучий в обществе без развития духовного мира, мира добра и любви - приведет лишь к трагедии (что, отчасти, и произошло).

Религиозно-христианские представления философа

Несмотря на свою полную приверженность христианским принципам, Булгаков мог характеризовать различные явления своего времени, рассматривая их как с точки зрения христианской, так и с обще-социальной.

Таким образом, религиозные представления мыслителя не позволяли ему принимать революционные настроения марксизма. Он отмечает, что марксизм ненавистен к религии и вере как к понятию, вере в науку, вере в научный прогресс, а по этой причине - отвращение ко всему духовному мещанству, что сопровождается чувством “виновности перед народом”, создающим материальные ценности и ведущим к тяжелой жизни.

Характерная оторванность интеллигенции от жизни, которая была крайне тяжелой на тот период от меняющейся политики и ее проблем, развила в интеллигенции “мечтательность, иногда прекраснодушие, утопизм”. Однако, по мнению Булгакова, стремление интеллигенции к формированию идеала общественно-социальной справедливости аналогичны христианским поискам “Града Божия” на земле, так же, как и последние, она ищет не “прочного земного благополучия”, а ищет добра, мира и истины.

Булгаков рассматривает связь между религией и философией, утверждая, что предмет философии должен быть слугой, но не науки богословия, как это было принято в средние века, а вероучения в общем, потому как философия занимается исследованием мира, использует данные чувственного переживания, которые для приобретения собственного знания должны соединяться с религиозным опытом, лежащим в основе откровений.

Булгаков не рассматривал религию и философию как два разных направления, он видел в их общих чертах множество схожестей, которые не противоречили, а дополняли друг друга. Религиозно-философские аспекты онтологии Булгакова впервые были изложены автором в работах “Философия хозяйства” и “Свет невечерний”.

Определение 1

Так, автор определяет множество философских вопросов в общей концепции, в которой Бог - это всеединство, нет ничего материального и нематериального, что существовало бы вне Божественного разума, того, что как-то ограничивало бы своим существом божественном бытие.

Бог создает планету из ничего, где бытие сотворенного является подразумеваемым самым. Таким образом, религиозное учение Булгакова выводила следующие принципы, как законы христианского нравоучения (положения, которые следовало принимать).

  • мир является пропитанным божественной энергией;
  • божественная энергия есть все-бытие;
  • Бог в собственном бытие реализует себя сам;
  • сотворенный Богом мир - является самим Богом.

Так, мыслитель определял и рассматривал с данных позиций не только христианство и его учение, но и множество моральных, социальных и общих духовных вопросов, что прослеживается при чтении его работ и очерков.

Божественная и сотворенная “София”

Определение 2

Тем не менее, между божественным и мирским, соединяя их и не являясь ни тем и ни другим, определена “София” — идеальная форма мироздания, предмет выражения любви Бога, всеединство, которое принимает Божью любовь, вечная жертвенность.

София, по мнению Булгакова - это и неограниченное единство идей всех сотворенных Богом существ на земле. Таким образом, можно сформулировать основные направления религиозно-философской направленности по Булгакову:

  • направление идейности, так как любое живое существо наделено своей неповторимой идеей, которая определяется сущностью жизни;
  • направление идеализма, выраженное “Софией”, как некоторой энергии, которое наделено все живое и которой характеризуются все поиски личности в идеальную форму любви;
  • отрицательное направление, выраженное материей, которая является низшим субстратом отдельной части разделенного на объекты материально-духовного бытия;
  • положительное направление, выраженное идеальностью бытия и сущности живого.

Мир — это совокупность различных иерархий идейных существ, каждая из которых желает “софийного состояния”, преображения к абсолютной красоте, что является достижимым, если включать философию Софии как универсальный ''инстинктивно бессознательный или сверхсознательный разум мира” (это, как утверждал Булгаков, является в мире в целесообразности устройства всех живых организмов, в том числе в их различных инстинктах и родовых начал).

Булгаков развивает философию двух первостепенных Софий: божественной и сотворенной.

Определение 3

Божественная София - проявляется и является идеальным миром, ее существование вечно и не ограниченно временем, так как сама София существует вне времени.

Сотворенная София - есть вещественный материальный мир, который протекает во времени и для которого характерны все формы вещественного, идеального и миролюбивого.

Поскольку положительное содержимое сотворенного мира есть его же содержание и его характеристика, которая была в Боге до начала акта творения, то, соответственно, сотворенная София близка к божественной, потому как божественная - вечное человеческое, протекающее в Боге.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :