Актуальность и неповторимость русской философии заключается в том, что она развивалась автономно и независимо от мировой и европейской философии. Она не находилась под воздействием многочисленных философских западных направлений. В русской философии особое место принадлежит взгляду о познании внешнего мира. Он часто выражался в форме интуитивного созерцания объектов.
Именно русской философии свойственно острое ощущение реальности и неприемлемо стремление изучать смысл внешних перцепций как нечто субъективное или психическое. Острое чувство реальности и стремление к цельному сознанию в русской философии сочетается с верой во многообразие опыта как более чувственного, что дает возможность глубже проникнуть в структуру бытия.
Русские философы доверяют своей интеллектуальной интуиции, эстетическому и нравственному опытам, которые развивают высочайшие ценности. Но, прежде всего, они доверяют мистическому религиозному опыту, который устанавливает прямую связь человека с Богом.
Русская философия онтологична. Русский ум не может понять субъективизм, поэтому именно русский человек меньше всего интересуется своим внутренним состоянием. Этот онтологизм можно проследить в материи, где он больше всего заостряется. Идея божества, а также то, как она развивалась в русской церкви, на первый план выдвигает элементы телесности, в чем Флоренский нашел особенность русского православия и характерные его отличия от византийского.
Идея соборности является немаловажной чертой русской философии.
Соборность – это свободное единение церковных основ в деле совместного понимания и поиска пути спасения, это единство, которое основано на безоговорочной любви к Богу и его божественной праведности.
Поскольку верующие любят вместе Господа как носителя совершенной силы и веры, то церковь – это не только единство больших масс людей, но и особое единство, в котором каждая личность сохраняет свою индивидуальность и свободу. Однако этого можно добиться только в том случае, когда такое единство рождается на бескорыстной любви. Те, кто любит Господа, отказываются от личной гордости, тщеславия, они усваивают разумную проницательность веры и великие истины откровения.
Соборность – это единение Духа. Человек, который не испытал данного единения, не сможет понять, в чем отличие соборности от коллективности. Можно сделать вывод, что как только философская мысль касается отдельной личности и ставила этические вопросы, то они сразу были превращены в идеологию героизма.
Проблема личности – это основная проблема истории русской философии. Ее всестороннее исследование является главной национальной особенностью философской мысли. Проблема личности собирает в себе основные принципы правовой, политической, религиозной, нравственной, эстетической и социальной жизни и мысли.
Основными чертами русской философии являются следующие:
Особенности развития и формирования русской философии в контексте индивидуальности исторического развития России обусловили ряд ее принципов:
Стоит упомянуть о принципе цельности в русской философии. Он применяется к проблемам теории познания и конкретизирован в сочетании с рациональным, чувственным и мистическим. Зачастую основу познания можно наблюдать в интуиции. В данном случае речь идет не об интеллектуальной интуиции Декарта, а о реальной интуиции, о постижении внешних аспектов, которые сливаются с внутренними и психологическими основами. В связи с этим можно отметить, что интуиционистское направление всегда достойным образом представлялось в русской философии. Философами в данной сфере были А.Ф. Лосев, В.А. Кожевников, Н.О. Лосский, С.Л. Франк.
Можно подытожить, что главными принципами русской философии являются принципы целостности, этического персонализма, положительного всеединства, реальной интуиции, соборности, а также праведной истины. В данном случае перечислены лишь основные характерные принципы русской философии. К тому же нет никаких оснований для того, чтобы считать данный перечень исчерпывающим суть философии России.