Социальная философия представляет собой систему теоретического знания, относительно общих закономерностей и тенденций взаимоотношений социальных явлений, а также общественного функционирования и развития, и целостного течения социальной жизни.
Социальная философия сформировалась и стала относительно самостоятельной наукой еще в древности. Но на разных исторических этапах она получала ряд различных наименований – «этика», «политическая философия» и пр. Современный термин «социальная философия», обозначающий эту науку вошел в оборот только в 40-х годах XIX века и был введен Огюстом Контом – выдающимся французским мыслителем.
Иными словами, уже на заре цивилизации появилась потребность общества в научном знании относительно окружающего человека природного и социального мира, а также месте человека в этом мире. В условиях малого количества накопленного натуралистического материала, наука состояла из всей суммы знаний об окружающем мире, включая и ряд социально-философских представлений. Наука и философия настолько слились, что можно сказать о том, что первоначальная философия состояла из всей совокупности научных знаний, включая и обществоведческие.
Философия становилась тем богаче и полезнее для общества, чем больше отраслей научного знания от нее отделялось. У философии было собственное лицо, предмет исследования, функции и место в общественном сознании.
Философия науки, социальная философия, антропология и философия истории были основополагающими направлениями. Философская антропология и социальная философия во многих областях научного исследования соприкасаются между собой. Социальная философия, в качестве науки, пересекается с психологией, управлением, правом, культурологией и т.д. По своей сути.
Социальная философия – это прикладная наука, которая исследует и обосновывает человеческую жизнедеятельность и общественные социальные группы, а также общественные формации.
Социальной философией определяются стороны и качественные методы урегулирования проблем в функционировании таких институтов, как общество, государство и организация. К субъектам социальной философии относят человека и общество, объект и предмет исследования – это отношения между людьми в любых их проявлениях.
Социальная философия не может быть рассмотрена только как самостоятельный структурный элемент философского знания, дополнительно к онтологии, концепции взаимосвязи и развития, гносеологии и логики.
Социальную философия следует рассматривать в качестве обществоведческого среза философского знания в целом, а также большинства его структурных элементов по отдельности. Иными словами, социальная философия – это раздел, часть философии, а значит все характерные черты общего философского знания, характерны и для социальной философии.
Объектом социальной философии является социальная жизнь и социальные процессы. Под социальной жизнью общества понимают совместную жизнь людей, то есть ряд общественных событий. Оно состоит из материальных и духовных явлений и процессов, различных сторон общественной жизни: экономической, политической, духовной и пр., а также их многочисленные взаимодействия. Социальное действие всегда выступает результатом взаимодействия целого ряда социальных факторов.
Одно из наиболее приоритетных направлений в социальной философии XIX-XX веков стало неокантианство. Оно базировалось на философии Э. Канта, одновременно развивая ее в новых условиях. Задача последователей Канта в рамках социальной философии, заключалась в анализе сущности и специфики наук об обществе, а в первую очередь, исторического метода в исследовании социальных явлений.
Эту цель с наибольшей полнотой реализовали в своих трудах немецкие мыслители Вильгельм Виндельбанд и Генрик Риккерт. Ими были поставлены и решены многие проблемы, например, рассмотрена суть социальной философии как науки. Они оба рассматривали социальную философию в качестве многогранного явления. Во всех случаях философия базируется на некоторых убеждениях – научных, религиозных, моральных, эстетических и пр.
Значительный вклад в становление социальной философии был внесен немецким мыслителем Максом Вебером. Он в своих трудах стремился развить идеи неокантианства, но его идеи не были сведены только к этому. Философско-социологические взгляды Вебера были зависимы от выдающихся мыслителей разных направлений: неокантианца Г. Рикерта, основоположника диалектико-материалистической философии К. Маркса, а также таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ф. Ницше и многих других.
М. Вебер характеризовал социальную психологию в качестве теоретической социологии, которая должна изучать, в первую очередь, человеческую деятельность и поведение, независимо от того, это отдельный человек или группа. Из этого вытекают основные положения его социально-философских воззрений, которые включены в созданную им теорию социального действия. По Веберу социальные действия составляют систему сознательного и осмысленного взаимодействия между людьми, в котором каждый человек осознает влияние своих действий на других людей и возникновение возможной ответной реакции на это.
Научность социально-философского познания обязательно сливается с гуманизмом – это ведущий принцип познания социальной философии. Достаточно обширная, общая характеристика предмета социальной философии может быть представлена двумя определениями ее понятия: