Чувственное и социальное познание в философии


Чувственное и социальное познание в философии

Теория познания

Вопрос о возможностях познания — один из центральных вопросов в философской науке, проблемы которой решаются в рамках таких направлений как гносеология (эпистемология) и онтология. Познание при этом понимают как процесс взаимодействия субъекта познания с объектом, результатом которого всегда является получение нового знания.

Вопросы «Возможно ли познать мир в принципе?», «Существуют ли границы познания?», «Как человек познает мир?» волнуют философов с самого зарождения философии. Несмотря на то, что каждый крупный философ отвечал на эти вопросы по-своему, общепризнанным является идея о том, что человек познает мир с помощью чувств и разума. Так выделяют два уровня или источника познавательной деятельности: чувственное познание и рациональное.

Чувственное познание

Определение 1

Чувственное познание в философии — это процесс получения нового знания человеком при помощи органов чувств.

Характерные черты чувственного познания:

  • С пяти органов чувств начинается любой познавательный процесс, а именно - со зрения, слуха, обоняния осязания, вкуса. Человек получает исходные данные о предметах окружающего мира, контактирует с ними, находится в различных отношениях с ними и с другими людьми — все это благодаря чувственному познанию.
  • Мы изучаем предметы непосредственно взаимодействую с ними через отражение предмета напрямую.
  • Изучаемые предметы «осязаемы», наглядны для нас.
  • В процессе чувственного познания мы постигаем внешнюю сторону предметов.

Выделяют три основные формы чувственного отражения: ощущение, восприятие и представление.

Благодаря ощущениям у человека возникает чувственный образ исследуемого объекта. Получая знания о частных аспектах объекта — цвет, запах, размер, вес и т. д. Этот процесс не обеспечивает создание целостного образа, а дает лишь фрагментарное знание о нем.

Восприятие — процесс познания, порождающий целостный чувственный образ, скрепленный единством свойств изучаемого предмета.

Представление — благодаря памяти и воображению возникает возможность хранить и воспроизводить полученные знания.

В советский период чувственное познание рассматривалось как низшее по отношению к абстрактно-логическому. Однако согласно современной психологии и философии это не так. Восприятие и представление рассматриваются как специфические формы мыслительной деятельности. И каждая форма познание является незаменимой в постижении мира.

Замечание 1

Вопрос, какой же вид познания играет главную роль в процессе постижения мира волновал многих ученых. Направление, придерживающееся точки зрения, что только чувственным путем можно постичь истину, называется эмпиризмом. Оно противостоит рационализму — направлению, представители которого считали, напротив, что только разумом вне опыта можно постичь бытие.

Самыми яркими представителями этих направлений являются Френсис Бэкон и Рене Декарт.

Френсис Бэкон, родоначальник эмпиризма, утверждал, что не нужно доверять потоку чувств, так как они могут быть обманчивы и ввести в заблуждение. Вместе с тем, без них невозможно познать истинную природу вещей. Он видел главным методом познания индукцию.

Определение 2

Индукция — это процесс общения частных фактов в общие выводы.

В своем основном труде «Новый Органон» философ выделил пути, по которым можем проходить познавательная деятельность:

  • Путь паука — это получения знаний только с помощью чистого разума (отсылка к рационалистическому течению). Рационалисты ткут паутину, подобно пауку, из нитей собственных мыслей.
  • Путь муравья — путь получения знаний эмпирическим путем. Они видят объект только снаружи.
  • Путь пчелы — это идеальный способ познания. Этот путь объединил достоинства путей паука и муравья и освободился от их недостатков.

На пути познания Ф.Бэкон видел следующие виды препятствий:

  • «Призраки рода» - это врожденные свойства человеческой природы, которые не дают познать мир истинным. Он сравнивал мышление человека с неровным зеркалом, которое дает искаженные образы предметов.
  • «Призраки пещеры» - это приобретенные ошибки в способности созерцания.
  • «Призраки площади» - это вытекающие из общения человека с другими людьми недопонимания и ошибки.
  • «Призраки театра» - это давление общества на мнение человека.

Роль социального в чувственном познании

Чувственное отражение социально обусловлено и активно. Социальная детерминация является специфической чертой чувственного отражения человека в отличие от животных. При выборе объектов окружающей действительности человек руководствуется теми сложившимися отношениями с другими людьми, которые у него сложились в обществе. За счет общественной и индивидуальной практики (ценностей, культурных кодов, установок, ожиданий) происходит взаимодействие прошлого опыта субъекта с настоящим.

Чувственное познание иногда называют инстинктивным, так как оно характерно не только для человека, но и для животных. В некоторой степени животные тоже обладают чувственным опытом. Опираясь на чувственный опыт, человек руководствуется ощущениями, которые зачастую руководят им.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :