Познание — это жизненно важный процесс взаимодействия человека с миром. Он направлен на получение нового знания.
Познание обусловлено общественно-исторической деятельностью, в ходе которой человек приобретает и перерабатывает новое знание. Познание приводит к получению новой информации для удовлетворения потребностей человека, однако получив новое знание, возникают новые потребности, более сложные. Поэтому познание это бесконечный процесс поиска, углубления и совершенствования имеющихся знаний. Раздел науки, изучающий особенности познания, называется гносеологией (эпистемологией). Эта наука стремится найти ответы на такие вопросы как «Возможно ли познание мира в принципе?» , «Существуют ли пределы познавательной деятельности человека? », «Какие методы применяются в ходе познания?» , «Что такое истина?» и т.д.
Виды познания — это формы приобретения новых знаний.
Обыденное познание — это познание внешнего мира в процессе повседневной жизни. Оно основано на житейском опыте и здравом смысле. Человек познает и накапливает опыт при помощи наблюдения и смекалки. На опыт человека наслаивается опыт других людей, поколений, культуры и истории. Все это закладывает фундамент для общепринятых знаний, правил, которым следуют люди в повседневной жизни. Эмпиризм, то есть чувственное восприятие при помощи органов чувств, здесь играет первостепенную роль. Этот вид познания обогащается знаниями из других областей, науки и культуры. Однако житейская мудрость не может дать полного знания об объекте, но и умалять его роль тоже не стоит. Иногда именно смекалка и здравый смысл способны привести человека к открытиям, которые невозможно сделать в научной лаборатории.
Художественное познание — это процесс формирования художественных образов, произведений искусства. При образном постижении действительности человек стремится отразить мир обобщенно и себя в нем. При этом виде познания формируется образ, как итог синтеза интеллектуальных и эмпирических начал. Образ в искусстве ассоциативен, многозначен, оригинален и метафоричен. Значение роли художественного познания при постижении мира высоко. Г. Риккерт разделив все науки на науки о природе и науки о культуре, замечает, что для постижения мира недостаточно только рационалистического подхода. Ведь мир многогранен, сложен. Применяя рационалистический подход, по Риккерту, мы строим мосты через поток реальности, но она просачивается через сети абстракций.
Художественное познание создает такую картину мира, где все вещи взаимосвязаны, между ними нет границ и противоречий, которые возникли бы в логике. Благодаря процессу метафоризации преграды между предметами легко преодолимы, что невозможно при помощи понятийного мышления. Поэтому художественное познание дополняет рациональное.
Другая черта художественного познания заключается в том, что мысля художественными образами человек способен познавать мир как единый и целостный. Так по мнению Э. Кассирера прибегнув за помощью к логике, невозможно охватить бытие как целостное и единое образование, человек может абстрактно-понятийным путем столкнуться с тем, что единство мира будет ускользать от него и поиски истины зайдут в тупик. При художественном познавательном процессе человек следует формуле «Все во всем», когда какую-либо часть изучаемого объекта можно считать условно заменяющим целый объект.
Игровое познание — это вид познания, осуществляющийся в действиях, в которых включен игровой элемент (спортивные соревнования, интеллектуальные игры и т. д.). Это одна из первых сложившихся форм познания, при которой индивид предстает активным действующим лицом и в ходе деятельности получает большой объем знаний, вбирает в себя знания о культуре и социуме. Само понятия «игра» в современной науке очень широко употребляется и все чаще близко к специфическим игровым сценариям и игровым моделям. В них имитируются сложные ситуации и решаются специфические научные задачи.
Религиозное познание — в основе познания лежит вера в сверхъестественное. Такое познание опирается на веру, убеждения, житейскую мудрость. Рефлексия при религиозном познании осмысляется через негативный опыт человека, который приводит его к решению изменить свою жизнь. Религиозное познание осуществляется за счет интуитивно-мистических способов таких как откровение и медитация.
Откровение — это истина, посланная Богом, для самоосмысления. Медитация — наблюдение за предметом при полной погруженности в него.
Философское познание — вид познание, направленный на формирование обобщенных теорий и концепций о существование мира и человека.
Философия и математика появились в древнегреческой культуре и ознаменовали собой формирование теоретической мысли. Этот вид познания начался с вопроса, который до сих пор не теряет своей актуальности: «Каков мир, в котором мы живем?» .
Философские познавательные задачи носили специфический характер:
Научное познание — познание окружающего мира при помощи применения научных методов с целью поиска объективного знания о действительности.
Специфические черты научного знания: осмысление мира в настоящем, прошлом и будущем времени; достоверность и обобщение фактов; поиски необходимого, скрывающегося за случайным, за частным — общего.
Научный познавательный процесс происходит на двух уровнях:
Эти уровни познания взаимосвязаны и на разных стадиях познавательного процесса переходят из одного в другой.
У научного познания выработаны свои приемы и методы. Накопление знаний осуществляется за счет наблюдения, эксперимента, моделирования. Развитие знаний происходит при помощи анализа, синтеза, индукции, дедукции, абстрагировании и т.д.