Структура познания содержит в себе уровни и формы познания.
Основными уровнями познания, (они же в некоторой литературе называются источниками познания) считаются чувственный и рациональный (абстрактно-логический).
Чувственное познание — это познание как чувственное отражение вещей при помощи пяти органов чувств человека. Следует учитывать. Что органы познания не тождественны органам чувств человека. Органами познания являются психика и сознание. Таким образом, органы чувств это инструмент, а сознание организует полученную информацию от органов чувств. Чувственное отражение очень важно в познавательное деятельности человека.
Рациональный уровень познания основывается на особых подуровнях сознания рассудке и разуме.
На обыденном языке рассудок понимается как здравый смысл, житейская мудрость, благодаря которому человек ориентируется в мире, осуществляет познавательную деятельность. В научной литературе дается следующее определение понятия рассудок:
Рассудок - это подуровень сознания, который ориентирует человека, основываясь на общепринятых правилах. Благодаря этой «инстанции» человек решает, что имеет значимость, а что нет, сравнивает объекты между собой, избавляется от сомнений и противоречий. За счет рассудка человек понимает объекты исключительно в определенном порядке, параметрах и правилах.
Разум — это более сложный подуровень сознания, который позволяет человеку в правилах искать исключения, выходить за закономерный круг вещей, выявлять нечто новое и уникальное в уже сложившейся системе. Этот подуровень помогает нам увидеть противоречия, неупорядоченность, принять новое. Целесообразное познание, выявляющее отношения человека с миром без такой высшей инстанции разума невозможно.
Формы чувственного познания:
Формами рационального познания являются понятия , суждение и умозаключение .
Понятие как правило выражается языковыми формами, то есть словами, научными обозначениями. Понятие представляет собой абстрактно-логическую операцию, в которой субъект соотносит предметы и явления окружающей действительности в связи с другими явлениями и предметами, отмечает их характерные черты, определяет их соотношение.
Различают частные, общие и всеобщие понятия.
Частное понятие — это понятие, зафиксированное за определенными предметами, которые содержательно более узки по сравнению с другими (например, ткие термины как «компетентность», «ноосфера», хищники» и т.д.).
Общее понятие — слова или научные понятия, закрепленные за определенными явлениями, носящими более широкий характер, имеющими отношение к классу предметов (к примеру, «дети», «желтый», «мокрый», «высота», «глубина» и т. д.). Общие понятия могут выстраивать иерархические отношения с другими понятиями
Суждение – это словесное выражение своего мнения об объекте, определение имеющихся или отсутствующих черт, определяющее основные характеристики объекта. Всякое суждение выстраивается как система отношений между понятиями. (Например, «Эта статья должна помочь студентам в подготовке к экзамену по философии»).
Умозаключение – это заключение, основывающееся на первичных суждениях. Умозаключение представляет собой уже более сложное суждение, выведенное синтез предыдущего опыта. Умозаключениями являются народные пословицы (к примеру, не делай добра, не получишь зла», «Семь раз отмерь — один раз отрежь» и т. п.) В научном знании суждениями являются законы как формы научного знания, а к умозаключениям — теории, как уже совокупности различных законов.
Воображение — это возможность человеком воспроизводить идеальные модели, в которых сформированы все интересы человека по отношению к объекту. Благодаря процессу воображения суждения получают упорядоченность. Воображение не рассматривается отдельной стадией познания, а является частью всех познавательных процессов. Воображение может быть произвольным, то есть инициированным человеком и спонтанным, а также оно может быть непроизвольным. Также выделяют творческое воображение и воспроизводящее, образное и абстрактно-логическое.
Бессознательное также имеет большое значение в познавательном процессе. Так доказано, что память бессознательного превышает память сознательного в несколько раз. Память бессознательного может подтолкнуть человека к принятию правильного решения за счет всплывающих иногда забытых или никогда не воспринимавшихся образов. Бессознательное может особым образом влиять на субъекта познания в ходе познавательной деятельности.
Иррациональные психические явления — интуиция, ассоциативное допущение, «чутье», навязчивые идеи, моменты просветления — эти «всплески» в сознании. Во многом они являются результатом бессознательного. Cуществует много примеров, когда именно иррациональные психические всплески приводили к научным открытиям. Например, Дж.К. Максвеллу удалось задолго до логических обоснований с помощью интуиции обнаружить взаимовлияние электрических и магнитных явлений.