Категории социальной философии – термин, которым обозначают многоуровневые по своей смысловой наполненности характеристики жизненного мира человека и целостного общества.
Категории социальной философии выступают в качестве форм практического, духовно-практического и духовно-теоретического освоения исторической действительности именно как органическая целостность, в которой произвольная категория выступает в качестве своеобразного олицетворения любого иного ракурса.
Все категории социальной философии коренным образом разносторонне обусловлены культуротворческой жизнедеятельности какого-либо социального организма, то есть общества, цивилизации и пр. На первых этапах категоризации общественной реальности категорий социальной философии расположены на уровне праформы, являясь своеобразным разделом бытия человечества, всеобщими формами человеческой жизнедеятельности. Позже, в качестве нерефлексивного и бессознательного формируются действующие формы постижения людьми социальной действительности и собственного в ней бытия. Только на поздних этапах существования суспильно-исторических микроорганизмов – культур, обществ, сообществ и цивилизаций – приобретают значение формы рефлексивных и начинают выполнять роль сознательно разрабатываемых и используемых средств философского осмысления социально-исторического процесса.
На этой фазе мир практической жизнедеятельности человека служит одновременно основой и средой для формирования и функционирования категорий социальной философии. А значит, они являются экзестенциально-практической формой такого освоения исторической реальности каждым представителем последующего поколения, осуществляемым посредством серии сменяющихся последовательно идущих циклов.
Основные звенья каждого цикла:
После этого цикл воспроизводится в новых социально-исторических условиях.
Функционирование категорий социальной философии в качестве формы экзистенциально-практического, познавательного и регулятивного освоения социальной реальности, в масштабах цивилизованного общества, осуществляется не как однолинейная последовательность масштабных и прогрессирующих циклов, или как простое полилинейное сообщество таковых последовательностей, а рассматривается как множество последовательностей и совокупность циклов такого рода.
При этом формирование и функционирование категорий социальной философии происходит в связи с совпадением онто-филогенетических процессов, так как изменение и усвоение форм категоризации мира для каждого индивида и поколения при их вхождении в систему культуры, призвано воспроизводить и олицетворять в сжатой, специфической форме степень категоризации действительности, то есть их постепенное создание в процессе исторического развития всего человечества.
Категориям социальной философии характерна системная природа в структуре социально-философского знания. Они достигают уровня рефлексии, характеризуясь при этом формой краеугольного понятия философского общества. Только при трансформации в соответствующую категориальную систему, такая философия позволяет решить задачу аутентичного понимания общества в качестве целостной и вместе с этим внутренне дифференцированной системы только в себе, являясь такой же системой, но уже с позиций категорий социальной философии.
При построении, развитии и функционировании системы такого вида, категории социальной философии оказываются связанными с практическими аспектами жизнедеятельности и опосредованы не только отношением к соответствующей категории и социальной реальности, а также взаимного перехода самих категорий социальной философии в рамках их системы.
Каждый такой переход осуществляется в качестве постоянного воспроизводства и разрешения противоречий абстрактного и конкретного, схоже с переходом абстрактной и конкретной категории. Но и категориям социальной философии характерна общественная действительность как целое, заимствованное с какого-то одного среза, с одной стороны. Сама эта действительность – многогранная целостность, которая может получить адекватное выражение только в той же целостной динамичной системе категории социальной философии.
Переход между категориями является не диктованием понятий, а снятием из раза в раз нового несоответствия односторонности категории, которая отображает общество исключительно с одной стороны, а также с конкретностью и многогранностью какого-то конкретного реального исторического общества, а также как характеристика модификаций, которые происходят в определенных категориях социальной философии. Это процессы протекают под воздействием новых условий человеческой жизнедеятельности. Решение такого несоответствия категорий социальной философии, в целом достаточно адекватно отображает общественную реальность и само это многоликое противоречивое и лабильное отображение реальности, полное, глубокое и разностороннее ее понимание, происходящее именно как переход на следующую, более конкретную категорию.
Осуществление такого перехода предполагает обращение к реальному жизненному миру, учитывает новую грань в освоении общественной действительности, а также вовлечение новых фактов в категории социальной философии, а также перерабатывает в понятия выявленные данные созерцания и представления, а также постижение содержания соответствующих категорий культуры, мировоззрения и общей философии, на уровне социальной философии.
При этом категории социальной философии связаны внутри из системы не через жестко заданный направленностью переход каузального характера, а выступает в качестве взаимосвязи и взаимоперехода, двойного перехода, охватывая его в качестве ответвления от предыдущей, абстрактной категории до конкретной, а также обратное движение, которое фиксирует обращение познавательной последовательности категорий социальной философии.
Сеть категорий социальной философии, в качестве рефлексивных типов, является двумя основными измерениями: