Структура и формы бытия


Структура и формы бытия

Бытие – основное понятие онтологии

Определение 1

Онтология – это раздел философского знания, который изучает бытие. Понятие бытие в системе философского знания выступает как одно из основных её компонентов. Онтология изучает основополагающие принципы бытия, его структуру, форму и свойства. Предметом онтологии является само по себе сущее, другими словами бытие как таковое, которое не зависит от субъекта его деятельности.

Содержание бытия раскрывается в следующих категориях:

  • Бытие, или нечто;
  • Небытие, или ничто;
  • Количество;
  • Мера;
  • Возможное;
  • Невозможное;
  • Определённое;
  • Неопределённое;
  • Порядок;
  • Качество;
  • Истина.

Также бытие раскрывается в следующих понятиях:

  • Движение;
  • Пространство;
  • Время;
  • Форма;
  • Происхождение;
  • Переход.

Помимо этих основных понятий в структуре бытия существуют ряд других понятий, которые раскрывают его.

В современных философских системах под онтологией понимается интерпретация способов бытия с нефиксированным статусом.

Термин «Онтология» в систему философского знания впервые был введён Рудольфом Гоклениусом в 1613 году. Также в 17-ом столетии немецкий мыслитель Иоганн Клауберг ввёл термин «онтософия», как аналог термину «метафизика». В последующем развитии философии, понятие «онтология» было значительно расширено в работах Xристиана фон Вольфа. В своих трудах Вольф разрабатывал концепцию онтологии как ключевого раздела метафизики. Распространению термина «онтология» способствовало широкое распространение трудов Xристиана Вольфа в Европе 18-го столетия.

В современности в разнообразных интерпретациях знания сформировалось множество программ онтологии, которые предполагают разные варианты деятельности. Многообразие форм онтологии объясняется широким спектром проблем познания – от изучение того, что такое собственно познание, до исследования появления вещей, и от философского осмысления структуры материальных объектов до анализа сущности бытия как особой системы разнообразных процессов.

Структура бытия

Бытие представляет из себя сложное и многогранное явление, у которого есть структура. Когда мы говорим о бытии материальных предметов, процессов, состояний природы, то нужно иметь ввиду, что бытие чего бы то ни было существует в независимости от человеческого сознания. Природа в своей сущности обладает бесконечной протяжённостью во времени и пространстве, эта особенность природы отличает её от отдельных вещей. Отдельные процессы, явления и вещи в природе возникают и исчезают, их небытие сменяется бытием. В конечном итоге, бытие конкретной преходящей вещи сменяется небытием, но это не означает прекращения бытия природы в целом. Другими словами, особенность бытия природы заключается в том, что оно содержит в себе диалектику бытия и небытия отдельных предметов.

Замечание 1

Природа представляет из себя особую реальность. Природа – это объективная и первичная реальность, существующая независимо от человека и человечества. Однако, существование природного мира не означает то, что природа обязательно должна восприниматься человеком. Природа является объективной реальностью ещё и потому, что без природы невозможна жизнь человека и человечества. Сегодня наука уже точно может сказать, что возраст природы на планете Земля составляет около 8 миллиардов лет, а история человеческого рода насчитывает до 6 миллионов лет.

В процессе своего развития, люди не только изменяют природу, но также создают собственную, «вторую», искусственную природу. Отличие природы, созданной человеком от «первой», естественной природы заключается, главным образом в том, что в предметах искусственной природы воплощены опыт, труд, и система знаний человека. Предметы и знания людей предназначены выполнять конкретные функции в жизни людей, они должны удовлетворять социальные потребности человека. Важно отметить, что в искусственной природе воплощен материал естественной природы, который выступает как объективная реальность, и этот материал развивается по законам, независимым от человека.

Но, всё же, главное различие «первой» и «второй» искусственной природы заключается в том, что бытие «второй» природы является по своей сути социально-историческим, или другими словами, цивилизованным бытием. В этом самом цивилизованном бытии не перестают действовать законы природы, однако эти законы подвержены преобразующим действиям, сознанием человека. Кроме того, хоть природа и существует независимо от человека, она опредмечивает идеи и цели человека, т.е. природа не может считаться абсолютно независимой от сознания человека. Таким образом, структура бытия состоит из бытия природы, независимой от человека, и бытия человека. Также в структуре бытия присутствует несколько различных форм бытия.

Формы бытия

В философской традиции принято выделять четыре основных формы бытия:

  1. Бытие вещей;
  2. Бытие человека;
  3. Духовное бытие;
  4. Социальное бытие.

Бытие вещей содержит в себе также и бытие процессов вещественного мира. Эта форма бытия заключается в том, что вещи и процессы материального мира, или исскуственной природы представляют собой неразрывную связь, даже единство единство природного материала и социального предназначения этого материала. Предметы вещественного мира заданы, объективно предпосланы последующим актом познания человека, и воздействия человека на них.

Бытие человека – реальность, которая объективна по отношению к сознанию отдельного человека. В современной философской традиции принято считать, что бытие человека не является абсолютно независимым от сознания, так как природа бытия человека заключается в синтезе и одновременно автономии природного и духовного. Каждый индивид – реальность для самого себя. Человек существует, а вместе с человеком существует его сознание. Человек и его сознание – это одно из звеньев в едином подлинном бытии.

Духовное бытие состоит из бытия индивидуализированного и бытия внеиндивидуального. Духовное индивидуализированное бытие – это единство многообразного, которое включает в себя процессы сознательного и бессознательного в индивиде. Объективированное духовное бытие возникает в области культуры человека, и относится к внеиндивидуальным формам бытия. Это бытие обретает материальную форму в звуках, знаках, словах естественного и искусственного языков. Материальные носители объективированного духовного бытия – это книги, картины, физические носители с записанной на них фильмами и музыкой.

Социальное бытие – эта такая форма бытия, которая означает социальную реальность. Социальное бытие включает в себя различные стороны человеческой деятельности в обществе. Материальная, культурная и духовная жизнь социума и является социальным бытием.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :