Бытие – центральное понятие онтологии, философского учения, главный предмет которого всё сущее. Проблема бытия впервые появляется уже в древнегреческой философии. Представитель школы элеатов, Парменид заявляет, что бытие есть, а небытия нету. Согласно Пармениду бытия не существует потому, что бытие ни выразить, ни познать, небытие непостижимо. Можно говорить и мыслить только о том, что существует. Бытие, утверждают элеаты, вечно, едино, неподвижно, бесконечно и неизменно. В истории философской мысли элеаты были первыми, кто противопоставил бытие и чувственный мир. Элеаты считали, что бытие истинно и познаваемо, а чувственный мир изменяется, а значит не может быть объектом истинного знания. В философии Парменида и других представителей школы элеатов содержится три главных момента, которые разъясняют природу бытия:
Данные онтологические принципы были по-разному поняты и интерпретированы последующими древнегреческими мыслителями.
Категория «материя» – одна из основных категорий в философии материализма. Однако, без категории «материя» не обходятся также и разнообразные концепции идеалистической направленности. На протяжении всей истории развития философии, мыслители давали совершенно разные трактовки категории «материя». Для идеалистической философии, в трактовке материи, общим является то, что в идеализме либо совсем отрицается существование (бытие) материи, либо отрицается объективность материи. В частности, Джордж Беркли, представитель субъективного идеализма, утверждал, что если мы избавимся от самого понятия материи, исчезновение последней никто не заметит. Другие представители субъективного идеализма открыто не отрицали существование материи, но считали, что материю нужно свести или к «совокупности ощущений» (Эрнст Мах), или к «постоянной возможности ощущений» (Джон Стюарт Милль, Анри Пуанкаре).
Философы, работавшие в направлении объективного идеализма признают существование материи, но они всё-таки ставят существование материи в зависимость от сознания. В частности, у Гегеля материя возникает как следствие деятельности абсолютной идеи. В философии Лейбница в основе мира лежат духовные монады, которые облекаются в инертную материю.
Что касается материалистической философии, то в ней тоже имеются разные точки зрения на материю, но все материалисты признают, что материя существует вне зависимости от сознания человека.
Если сказать, что под материей понимается внешняя реальность, которая существует независимо от сознания человека, то большинство примут данную точку зрения. И в отличие от некоторых мыслителей, которые считали, что мыслить на уровне обывательского мышления недопустимо, представители материалистической философии принимают данную точку зрения как базис своих философских построений.
Философия как жизненно-ориентирующая сфера, ставит проблематику бытия в центр почти любого философского учения. Но полностью раскрыть содержание категории бытия очень трудно. Во-первых трудность заключается в том, что понятие бытие очень широко, и по этой причине некоторые философы считали, что понятие бытия – это не более чем абстракция. Например, знаменитый немецкий философ Гегель утверждал, что для сознания не может быть ничего менее значительного, чем бытие. Фридрих Энгельс, полемизируя с философом Дюрингом, заявлял, что понятие бытия ничем не может помочь человеку в объяснении законов развития мира. Но уже в 20 столетии мыслители призывают вернуть категории бытия её подлинное значение.
Содержание бытия как категории философии отличается от содержания бытия в его обычном, обыденном понимании. Бытие в обыденном понимании – это всё, что существует: предметы, люди, природа, идеи, слова. Мыслитель же должен понимать, что значит «быть», что значит «существовать»? Как объяснить существование предметов, людей, слов, «из них самих», или необходимо искать основу их существования в каком-либо первоначале, какой-либо абсолютной идее? Существует ли абсолютное бытие, не зависящее ни от кого и ни от чего, бытие, которое определяет существование всех вещей, и можно ли познать такое бытие? Каковы отличительные черты существования человека, и каковы его связи с абсолютным бытием? Постановка этих вопросов и помогает определить в чём сущность категории бытия?
Желание «быть» является главной «жизненной предпосылкой» существования философии. Философия – это поиск форм причастности человека к абсолютному бытию, попытка утвердиться в этом бытии. Другими словами, вопрос о сущности бытии, это вопрос о жизни и смерти.
Категория бытия неразрывно связано с категорией субстанции. У категории субстанции есть два аспекта:
Из двух данных определений понятно что содержание категорий бытия и субстанции пересекаются. Довольно часто происходит подмена содержания категорий бытия и субстанции, говоря о бытии, человек чаще всего имеет ввиду субстанцию, первоначало, первооснову мира. Дальнейшая конкретизация приводит к тому, что мыслители начинают говорить о бытии как о чём-то определённом – о каком-либо материальном или духовном начале. Таким образом, вопрос о бытии как вопрос о смысле жизни человека подменяется вопросом о происхождении всего существующего. Человек становится «следствием» духовного или материального первоначала.
Обыденное мышление воспринимает понятия «быть» и «существовать» как синонимы. Но философское мышление использует термины «быть», «существовать» и «бытие» для обозначения не только существования, но и того, что является причиной существования. Таким образом, категория «бытие» обретает в философии особый смысл, понять который можно только при изучении проблем онтологии на протяжении всей истории философии.