Биология и социальная философия пересекаются в таком разделе философской науки, который назван философией биологии.
Философия биологии – это один из разделов философии, который занимается эпистемологическими, метафизическими и этическими вопросами в сфере биологических и биомедицинских наук, а также анализирует и объясняет закономерности развития главенствующих направлений целостного комплекса наук о живом.
Философия биологии занимается исследованием:
Биология и социальная философия – это система обобщающих суждений философской направленности, относительно предмета и метода биологии, места биологии в системе научного знания и социальных наук, о ее познавательном значении в современном обществе.
Несмотря на то, что философов уже давно интересует биология как наука, например, Аристотеля, Декарта и Канта. Философия биологии появилась сравнительно недавно. Начало ей было положено публикацией монографии австрийского ученого-эволюциониста Б. Ренша «Биофилософия».
Содержание и круг проблем биофилософии подвергались значительным изменениям в процессе развития биологии как науки и других наук о живом, с изменением их предмета и трансформации стратегических направлений исследования.
В новое время методологическое осознание путей и форм познания жизни значительно продвинулись вперед в процессе поиска научного метода. Так, у Декарта механистический метод распространялся на сферу всего живого, что вызвало формирование представлений о живых организмах как сложно устроенных машинах, которые подчиняются законам механики, а это способствовало развитию редукционизма.
Шведский натуралист, создатель биологической систематики, Карл Линней в своей монографии «Система природы» заложил основы классификации царств живой природы – растения, животные и минералы. Линнеем был сформулирован принцип иерархичности систематических категорий, в соответствии с которым соседние таксоны были связаны не только внешним сходством, но и родством.
Ламарк – французский естествоиспытатель предложил первую целостную концепцию эволюции в философском ее переосмыслении. Он утверждал, что у каждой науки должна быть своя философская основа. Ламарк заменял преформистские представления, которые шли от Лейбница, идеей трансформизма, предполагающего историческое превращение одних видов в другие.
Кювье Ж. – французский зоолог и теоретик систематики, сводил свои философские убеждения к серии представлений относительно неизменяемости природы и отстаивал эту точку зрения.
Жоффруа Сент-Илер – французский естествоиспытатель и сторонник идеи трансформизма. В труде «Философия анатомии» он обратился к фундаментальной биологической проблеме философского характера – значение и сущность сходства признаков. В процессе решения этой проблемы, он занимался поиском гомологии различных видов живых организмов и разрабатывал идею единства плана строения всего живого, противопоставляя ее взглядам Кювье.
Карл Бэр – выдающийся российский биолог – автор оригинальных эволюционных философских взглядов в области биологии. Он описал законы эмбриогенеза, но он не говорил о том, что эмбриональное развитие прямолинейное и является повторением низкоорганизованных взрослых животных.
Немецкая классическая философия также предложила ряд оригинальных концепций:
В процессе развития биологии с социальной философией, философы ставили все большее количество вопросов. Кроме извечных вопросов из разряда «Что такое жизнь и бытие?», философы, опираясь на знания биологии, стремились дать ответ на следующие вопросы:
Помимо этого, развитие биологической науки вынуждает снова продумывать традиционные ценности, затрагивающие все аспекты жизни человека. Начала развиваться биоэтика, которая популяризовала вопросы, затрагивающие в большей степени философию. К таким вопросам относят эвтаназию, ксенотрансплантацию, клонирование человека и пр.
Карпинская Р.С., создавая целостный образ биологии, сформулировала и основную проблему социальной философии в биологии. Она считала, что социальная философия не может быть вне методологических средств исследования биологии.
Она сформирована как лабильное средство исторического образования, которое зависит от некоторого уровня развития современной методологической культуры и от уровня и характера теоретических биологических исследований.
Коэволюция становится нового парадигмой культуры ХХI века, мощным источником новых исследовательских программ в будущем, то есть новой философией природы, культурологией и социальной философией.