Философская антропология – это раздел философии, изучающий природу и сущность человека. Философская антропология возникла в первой половине 20-го столетия. Сегодня существует целый ряд дисциплин, в название которых присутствует термин «антропология», это «культурная антропология», «политическая антропология», «историческая антропология», «физическая антропология», «медицинская антропология». Все эти дисциплины, исследующие человека с определённой стороны, нуждаются в своеобразном синтезе и философском осмыслении.
Философская антропология уже к середине 20-го столетия содержит в себе ряд концепций, исследующих человека не только как существо биосоциальное, наделенное разумом, но и указывающих на зависимость человеческого существования от космических факторов. Человек в философской антропологии также изучается с позиций феноменологии, персонализма, философии жизни, психоанализа и экзистенциализма.
Понятие «философская антропология» также означает определённую философскую школу, основоположниками и самыми яркими представителями которой были немецкие мыслители М.Шелер, Г.Плеснер и А.Гелен. Эти философы разработали программу философского исследования человека во всей полноте его существования, предложив объединить естественнонаучное, онтологическое и гуманитарное изучение разных областей человеческого бытия с целостным философским постижением. По их мнению, философская антропология – это «базисная наука о природе и сущности человека». Однако в объяснении сущности человека воззрения этих философов существенно различаются.
Основоположник философской антропологии, Макс Шелер считал, что человек существо настолько многогранное и обширное, что все его определения узкие и неудачные. Человека, по мнению Шелера, нельзя определить, потому что человек превосходит любое определение, любую научную дисциплину.
Проблема человека – это главная, и чуть ли не единственная проблема в философии. Любая философская проблема должна быть поставлена и разработана только через призму человека и человеческого. В этом и состоит специфика философской антропологии. Для того чтобы понять сущность человека, Шелер предлагает для начала определить основные ценности человека. Шелер выделяет четыре класса ценностей:
Согласно философским воззрениям Шелера, большая часть людей главными, а зачастую и единственными своими ценностями считает ценности удовольствия. Гораздо меньше людей выбирают ценности жизни и ценности духа, и лишь святые выбирают ценности религии. Святой, согласно взглядам Шелера, это совершенный человек, другими словами человек, постигший Бога и через Бога ставший совершенным. В природе человеческого существа Макс Шелер выделяет два основных начала:
По своему жизненному началу человек представляет из себя животное, живое существо, но также и разумное существо, обладающее духом, ведь сам Бог наделяет человека духом. Божественный дух, считает Шелер превосходит человеческую природу, поэтому человек становится человеком тогда, когда он принимает Божественный дух, делая его своим достоянием.
Шелер понимал сущность человека не в его способности к мышлению и воле, а в любви. Любовь, считает Шелер, – это акт духовного единения. Человек живет по законам «логики сердца». Шелер утверждает, что высших своих проявлений любовь достигает как «любовь к Богу. Шелер также рассматривал человека, как микрокосм, связанный с «макрокосмом». Шелер утверждает, что положение человеческого существа в космосе определяется становлением и развитием психической природы личности.
В философской антропологии, Арнольд Гелен был представителем биологического направления. Основу философского учения Гелена составляет положение о биологической недостаточности человеческого существа. Биологическая недостаточность человека выражается в неразвитости и слабости его инстинктов. Человек, утверждает Гелен предоставлен самому себе, в следствии чего вынужден искать отличные от животных, средства воспроизводства своего существования, отличные от животных средства воспроизводства своей жизни.
Природа, согласно философским взглядам Гелена, предопределила открытость человека внешнему миру и способность к творчеству. Социальные институты в философской системе Гелена играют роль неких форм, восполняющих биологическую недостаточность человеческой сущности. Таким образом, исходя из установки об инстинктивной незащищённости человека, Арнольд Гелен приходит к выводу о том, что культурная составляющая человеческого бытия предопределена самой природой. В своей биологической концепции философской антропологии Гелена развивает идею о том, что физическая структура человека спроектирована природой таким образом, чтобы человек в своём развитии в конечном итоге пришёл к культурным формам существования.
В основе культуры присутствуют некие импульсы, похожие на инстинкты, это механизмы общественного поведения, к которым Гелен относит инстинкты агрессии и взаимности. Причём инстинкт агрессии, отмечает Гелен, предопределяет характерные черты почти всех форм жизнедеятельности человека.
Таким образом, согласно философским взглядам Гелена, механизм общественных и культурных процессов заключается не в разумной целесообразности человеческой природы, а в области бессознательно-витальной, близкой к инстинктивной. Другими словами, социокультурная деятельность человеческой личности лишается самодостаточности, и представляется только как восполнение биологической недостаточности человека. В данной трактовке вся духовно-нравственная сторона жизни человека объясняется биологическими факторами, и многие современные философы считают такой поход односторонним в понимании природы человека.