Сократ (469 – 399 в. до н.э.) - древнегреческий философ, чья деятельность рассматривается как поворотный момент в античной философии. Будучи сыном скульптора, ещё в молодости, он обучался искусству, умел читать и писать, однако все свои мысли он излагал в устной форме. Вел жизнь нищего мудреца, однако часто принимал участия в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопонесской войне. Был отважным воином и прекрасным оратором, способным довести своего оппонента до негодования, при этом отвечавшим на любой вопрос о глубине его познаний:
«Я знаю, что ничего не знаю».
Все учения Сократа дошли до нас через сочинения его учеников, Платона и Ксенофонта, так как свои мысли он выражал исключительно в дискуссиях с другими людьми. В своих учениях он делал резкий поворот от природы и общего мировоззрения к человеку, как центральной фигуре. «Познай самого себя» - эти слова Сократ сделал своим девизом. К тому же, он выступал ярым противником безбожия.
В своих дискуссиях Сократ часто представлялся оппонентам, как человек не знающий и мало понимающий в вопросах философии, при этом задавал вопросы, которые приводили собеседников к нелепым выводам, после чего убеждал их в том, что они ничего не понимают, и показывал, как правильно надо философствовать. Этот метод пробуждал в его собеседниках сильный интерес и активную работу мысли. Сократ сравнивал себя со своей матерью, повитухой, утверждая, что таким способом помогает появляться на свет новым идеям и мыслям.
Многие высказывания Сократа, дошедшие до наших дней, считались парадоксальными, так как противоречили логической точки зрения. Все свои учения он сводил исключительно к «мудрости», «знанию». Так он считал, что добродетель – это знание. Например, «Зло – это незнание добра». Сократ считал, что человек может быть добродетелем, если будет знать, что есть добро. Никто не зол по своей природе. Зная, что можно сделать лучше, никто не станет намеренно делать хуже.
В это же время, Сократ отождествлял Бога как нравственную истину, как источник добродетели. Все это приближало его философию к христианству. К этому времени греки уже отошли от пантеона богов в пользу единобожия. За свои суждения Сократ был признан виновным в «создании новых богов» и «развращении молодежи» и приговорен к смертной казни. «Закон суров, но это закон», с этими словами он отказался от побега и принял суд, пусть не справедливый.
Сократ утверждал, что все познания сводятся к этике, а цель жизни в ее истине и правде. Из его убеждений следовало, что человек в первую очередь должен заботится о себе, стремиться быть намного лучше и разумнее, «ведь не от денег у людей доблесть, а у доблестных людей есть деньги».
Этическую сторону человека он приравнивал к мудрости. Заботясь о себе человек стремится к разумности, а «философствуя» - самосовершенствуется. Аристотель обвинял Сократа в том, что он свел все этические добродетели в понятия и познания, в том, что он отрицал всю иррациональную часть душ:
Сократ предполагал, что зная приблизительную цену своих поступков, зная самих себя, свою природу, мы будем знать, что для нас хорошо и полезно, что есть для нас благо. Вникая в сущность человеческих действий, можно понять, что для каждого действия есть цель, для цели – благо, а принцип всех целей и действий – наивысшее благо. «Никто не ищет зла специально, никто не счастлив против воли, никто не порочен намеренно», таковы принципы Сократовских учений.