Социальная философия – это раздел философии, отвечающий на вопросы, связанные с обществом и какое место оно занимает для человека.
С этой точки зрения социальная философия сближается с социологией, но в отличии от второй философия занимается критической функцией, проблемы социальной античной философии сводятся к традициям.
Все социальные мысли в античности входили в состав вопросов о функционировании общества. Среди главных философов античности занимающимися рассмотрение социального вопроса, можно выделить Платона и Аристотеля, а также Цицерона.
Его взгляды являлись основой философско-объективного учения. Платон предполагал, что структуру общества составляли лишь свободнорожденные мужчины, исполняющие значимые роли. Женщин, детей и рабов он не включал в состав структуры участвующей в политической и социальной жизни полиса. Рабов он вообще считал орудием труда.
Человеческую душу он разделял на три части:
В зависимости от того, какая из частей преобладала в душе, люди делились на три слоя: мыслители, воины и производители.
Роль правителей, по его мнению, могли занимать лишь мыслитель достигшие 50 лет, высокообразованные и талантливые. А главными инструментами в их воспитании служили искусство и философия. Воинам предписывалось охранять государство. Производители были обязаны своим трудом обеспечивать граждан. В этой структуре Платона была установлена строгая иерархия, на высшей ступени которой были мудрецы. Сохранение данной иерархии, должно было сохранить установленный порядок в государстве. Подняться с нижней ступени на верхнюю можно было только с позволения правителя.
Аристотель излагал свои идеи в проблемах естественного происхождения общества. По его утверждению, человек уже рождался с потребностью в совместном проживании. А главным отличием людей от животных считал стремление человека к «осознанию общей пользы», в установлении добра в общих отношениях. Он различал три формы человеческого общежития: семья-поселение-полис.
Человеческая общность начиналась с семьи. В них с самого начала заложены три типа отношений: супружеские, родительские и господские. Из нескольких семе образовывалось поселение, а из нескольких близкорасположенных поселений образовывался полис. Государство являлось высшей формой социального общества.
Для Аристотеля, как и для многих других философов того времени, семья являлась образцом социальной общности, во главе которой стоял мужчина. Именно поэтому в обществе, по его мнению, вся власть принадлежала мужчине. В этом его учение было схоже с учением его учителя, Платона. Женщины и дети не являлись полноправными членами общества. Однако в отличии от Платона, Аристотель признавал рабов людьми, и считал, что греки не могли быть рабами. Но с другой стороны так как раб не свободен, то членом общества являться так же не мог.
Главным принципом в своей социальной структуре Аристотель выделял имущественный ценз. Опираясь на него он разделял общество на три группы: малоимущие, средний слой и многоимущие. Именно он сформулировал закон, о том, что чем больше в государстве людей среднего класса, тем оно более процветающее.
Социальную справедливость он привязывал к проблеме распределения общественных благ.
Свои социальные мысли он рассматривал через юриспруденцию. Так же, как и Аристотель, Цицерон придерживался мнения о естественном происхождении общества. От рождения он наделял человека тремя свойствами: разумом, потребности в общении и даром речи. Именно благодаря этим качествам в дальнейшем человек образует совместные формы общей жизнедеятельности. Начальной формой он, как и Аристотель читал семью.
В своей структуре Цицерон выделял три слоя: высший, средний и низший. К высшему он относил аристократию, к среднему – представителей профессий, которые считались наиболее полезными, к низшим – представителей профессий, не достойных свободных граждан. Рабов он не признавал членами общества, поэтому в правах им было отказано. Его единственным правом было то, чтобы им владели справедливо.
Цицерон один из первых предложил трактовку социальной справедливости через юриспруденцию. Социальная справедливость понималась прежде всего как равенство людей.