Значение ценностей в функционировании культуры никогда не вызывала сомнений у ученых, довольно часто культуру выражают через ценностные ориентации. В свою очередь, ценность выражает измерение культуры, человеческого существования, отношения к формам человеческого бытия. Она как бы подключает к разуму, чувствам и воле, все духовное многообразие. Таким образом следует, что ценность – это жизненно прочувственное бытие, она пропущена через человеческий внутренний мир.
Если рассматривать культуру через ценностные отношения, то она представляет собой облагораживание, одухотворение людьми окружающей среды и самих себя. В таком контексте мы рассматриваем культуру скорее, как некое оформление, имеющее ценностный смысл.
При изучении ценностей и потребностей человека, ученые разделили культуру на три уровня:
Если люди находятся на разных уровнях, то совместное освоение ценностей культуры может превратится в определённого рода проблему. Существование человека проще всего на низшем уровне, но находясь уже на среднем жить становится труднее, но интереснее, третий же уровень достижим лишь в частных случаях жизни.
Культура определяется степенью освоения ценностей и осуществление их во всех сферах человеческой деятельности. Ценности культуры в свою очередь могут функционировать, как идеалы, нормы.
Принимая это во внимание можно сделать следующие выводы:
В аксиологическом срезе, культура понимается как проникновение духа в социум и природу. Она представляет собой меру человечности. В каждой культуре, каждой определенной ситуации отношения воссоздаются заново. Это и составляет их уникальность.
Среди ценностей человеческой культуры выделяют три основные:
Причем все эти составляющие достаточно ярко выражены в жизни человека. В отдельные исторические периоды могло выделяться что-то одно. Иногда на вершине был Бог, в котором сочеталась и Красота, и Добро. Необходимо отметить, что религия, как культурный аспект обладает мощнейшим аксиологическим потенциалом.