Вопрос о том, при помощи чего человек обретает знания, является центральным вопросом философской дисциплины под названием гносеология. Гносеология занимается изучением критериев достоверности знания, возможностей и границ познавательного процесса, методов познания т.д. Гносеологические проблемы стали центральными проблемами в философии в Новое время, в 17-18 веке, и в 20 веке, но еще в античности проблемы познания уже занимали философов.
С точки зрения современной философии, можно правомерно говорить о рациональности, когда познающий субъект прилагает силы для определения его позиции по отношению к другим объектам в реальной ситуации. Подобный анализ осуществляется при помощи разума, строя модели реальности в логических формах. Такое отношение к рациональности подразумевает убеждение в безграничных познавательных способностях человека, и признание тождества бытия и мышления.
Классическая философия основывалась на утверждении, что рациональное постижение мира является истинным. Гегель считал, что рациональность — это способность, которая позволяет мыслить в логических категориях, результатом такой деятельности является истина.
К основным свойствам (правилам) познания можно отнести следующие:
Интуиция, предрассудки, эмоции, бессознательное — существование такого множества иррациональных проявлений привело в 20 веке к появлению гносеологии, многие философы стали выражать сомнение о идеях, признаных классической филдософией. Постулат о тождестве бытия и мышления, под которым подразумевалось возможность постижения бытия человеком, перестал выглядеть таким убедительным. В этот период бытие стало рассматриваться как непрозрачное и не подвластное человеческому познанию. Философы и ученые стали говорить о том, что разуму не подвластны все формы опыта, поэторму их нельзя заменить теоретическим моделированием. Сегодня уже не признается главенствующая роль разума по отношению к иррациональному. Наряду с научным познанием на равных правах с ним существуют другие виды познания— религиозное, мистическое, художественное и др.
К основным рациональным методам познания можно отнести общие логические методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и моделирование.
Анализ — метод рационального познания, предполагающий мысленное разбор исследуемого объекта по частям ддля глубинного его изучения, рассмотрение его частных признаков, свойств. Этот метод обеспечивает обнаружение главных и существенных черт предметов. Это такая логическая операция, которая является непременной частью любых научных исследований, и, как правило, применяется на первой стадии эксперимента. Выделяют материально-практический и мысленный анализ. Синтез — это логический метод, при котором происходит соединение ранее расчлененных частей. Результатом синтезирования выступает новое знание. И если для анализа характерно выявление специфических свойств, отличающих части друг от друга, то синтез предполагает обнаружение существенного общего. Индукция — метод рационального познания, при котором мысль движется от частных к более общим свойствам предмета. Индукция связана с обобщением результатов. Дедукция — это метод, противоположный индукции, предполагающий ход мысли ученого от общего к частным элементам предмета. Этот метод помогает лучше изучить частные элементы. В основе этого момента лежит диалектическая связь, которая способствует познанию частного на основе общего.
Дедукция и индукция также дополняют друг друга как и анализ и синтез. Интересно мнение ученого Л. Де Бройля на этот счет, который говорил, что индукция — это рисковый и творческий способ, обеспечивающий науке скачки вперед, а дедукция мешает воображению впасть в заблуждение и она является противодействие против разыгравшейся фантазии.
Аналогия — это метод познания на основе сходства предметов в одном аспекте, делается вывод об их сходстве в других свойствах. Например,при помощи этого метода было совершено открытие химического элемента гелия. Путем аналогии было выявлено, что химический состав Земли и Солнца схож, открытие этого элемента на Смолнце, привело к выводу, что вероятнее всего гелий есть и на Земле.
Для получения достоверного знания применяя метод аналогии необходимо:
Моделирование — путем копирования объекта, то есть создание его условного образа, которая далее и подвергается всестороннему изучению. Это метод схож с методом аналогии. Метод аналогии здесь выступает как логическое основание для выводов.