Свойства и методы рационального познания


Свойства и методы рационального познания

Свойства рационального познания

Вопрос о том, при помощи чего человек обретает знания, является центральным вопросом философской дисциплины под названием гносеология. Гносеология занимается изучением критериев достоверности знания, возможностей и границ познавательного процесса, методов познания т.д. Гносеологические проблемы стали центральными проблемами в философии в Новое время, в 17-18 веке, и в 20 веке, но еще в античности проблемы познания уже занимали философов.

Замечание 1

С точки зрения современной философии, можно правомерно говорить о рациональности, когда познающий субъект прилагает силы для определения его позиции по отношению к другим объектам в реальной ситуации. Подобный анализ осуществляется при помощи разума, строя модели реальности в логических формах. Такое отношение к рациональности подразумевает убеждение в безграничных познавательных способностях человека, и признание тождества бытия и мышления.

Классическая философия основывалась на утверждении, что рациональное постижение мира является истинным. Гегель считал, что рациональность — это способность, которая позволяет мыслить в логических категориях, результатом такой деятельности является истина.

К основным свойствам (правилам) познания можно отнести следующие:

  1. Рациональное познание всегда связано с созданием идеальных образов, моделей, что возможно только при абстрагировании от естественного восприятия фактов. Но подобные идеальные образы выстраиваются логическим путем, чтобы всегда можно было подтвердить их на практике. С точки зрения классического рационализма, именно так можно получить объективное знание. При этом не должно нарушаться тождество бытия и мышления.
  2. Рациональное познание всегда связанно с теоретизированной работой, в котором необходимо ограничение воображения.
  3. Рациональное познание всегда выражает свою работу в слове. Это всегда словесная деятельность, связанная с культурой дефиниций (определение одних предметов через определение других).
  4. Рефлексия рациональности. Полученные знания стимулируют человека на их развитие, конкретизацию. Совершая определенные усилия, человек выходит в пространство «чистого разума» за счет рефлексивного самоконтроля.
  5. Рациональное познание стремится открывать необходимые области, оно направлено проявляться лучшим образом там, где более всего необходимо.
  6. Рациональное познание всегда связано с иррациональными формами, которые выходят за границы разумного.
Замечание 2

Интуиция, предрассудки, эмоции, бессознательное — существование такого множества иррациональных проявлений привело в 20 веке к появлению гносеологии, многие философы стали выражать сомнение о идеях, признаных классической филдософией. Постулат о тождестве бытия и мышления, под которым подразумевалось возможность постижения бытия человеком, перестал выглядеть таким убедительным. В этот период бытие стало рассматриваться как непрозрачное и не подвластное человеческому познанию. Философы и ученые стали говорить о том, что разуму не подвластны все формы опыта, поэторму их нельзя заменить теоретическим моделированием. Сегодня уже не признается главенствующая роль разума по отношению к иррациональному. Наряду с научным познанием на равных правах с ним существуют другие виды познания— религиозное, мистическое, художественное и др.

Методы рационального познания

К основным рациональным методам познания можно отнести общие логические методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и моделирование.

Анализ — метод рационального познания, предполагающий мысленное разбор исследуемого объекта по частям ддля глубинного его изучения, рассмотрение его частных признаков, свойств. Этот метод обеспечивает обнаружение главных и существенных черт предметов. Это такая логическая операция, которая является непременной частью любых научных исследований, и, как правило, применяется на первой стадии эксперимента. Выделяют материально-практический и мысленный анализ. Синтез — это логический метод, при котором происходит соединение ранее расчлененных частей. Результатом синтезирования выступает новое знание. И если для анализа характерно выявление специфических свойств, отличающих части друг от друга, то синтез предполагает обнаружение существенного общего. Индукция — метод рационального познания, при котором мысль движется от частных к более общим свойствам предмета. Индукция связана с обобщением результатов. Дедукция — это метод, противоположный индукции, предполагающий ход мысли ученого от общего к частным элементам предмета. Этот метод помогает лучше изучить частные элементы. В основе этого момента лежит диалектическая связь, которая способствует познанию частного на основе общего.

Замечание 3

Дедукция и индукция также дополняют друг друга как и анализ и синтез. Интересно мнение ученого Л. Де Бройля на этот счет, который говорил, что индукция — это рисковый и творческий способ, обеспечивающий науке скачки вперед, а дедукция мешает воображению впасть в заблуждение и она является противодействие против разыгравшейся фантазии.

Аналогия — это метод познания на основе сходства предметов в одном аспекте, делается вывод об их сходстве в других свойствах. Например,при помощи этого метода было совершено открытие химического элемента гелия. Путем аналогии было выявлено, что химический состав Земли и Солнца схож, открытие этого элемента на Смолнце, привело к выводу, что вероятнее всего гелий есть и на Земле.

Для получения достоверного знания применяя метод аналогии необходимо:

  1. выявление внешних и внутренних свойств предметов;
  2. аналогия должна проявляться в значимых признаках, а не вторичных;
  3. чем больше совпадений, тем лучше;
  4. необходимо принимать во внимание и различия.

Моделирование — путем копирования объекта, то есть создание его условного образа, которая далее и подвергается всестороннему изучению. Это метод схож с методом аналогии. Метод аналогии здесь выступает как логическое основание для выводов.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :