Изучение межличностных отношений внутри малых групп занимается наука социометрия, которая считается прикладной отрасльюсоциологии.
Основными направлениями изучения науки социометрии являются:
- Разное поведение людей, типы поведения внутри самопроизвольно или вынужденно сформировавшейся социальной группы;
- Социальные взаимосвязи между личностями внутри группы. Схожие взгляды на одну и ту же проблему или, наоборот, расхождение мнений и т.д.;
- Психологическая атмосфера внутри социальной группы.
Социометрический анализ групп
Замечание 1
Социометрический анализ малых групп можно проводить посредством метода социометрических измерений.
Определение 1
Социометрический анализ – это метод исследования малых социальных групп, который использует различные способы измерения в процессе исследования.
Социометрический анализ необходим для того чтобы получить такую информацию как:
- Взаимосвязь всех членов группы. Здесь имеется в виду получение информации о социальных и психологических связях членов группы или о психологических конфликтах;
- Статус каждого члена социальной группы. В данном случае необходимо получить информацию о каждой личности внутри группы, определить является ли она активным, пассивным или нейтральным членом группы;
- Совместимость членов группы. Необходимо собрать информацию, которая позволяет понять, на ком держится группа, то есть лидеров группы, как остальные относятся к активной части группы, насколько каждый член группы совместим с остальными по социальным, психологическим данным.
Здесь надо отметить, что группа может быть создана по принуждению, то есть коллектив, какой-либо организации, подобранный руководством компании. Задача социологов выяснить психологическую атмосферу внутри группы, тенденции, а также понять структуру неформального общения и межличностных отношений внутри нее.
Этапы социометрического анализа групп
Социометрический анализ малых социальных групп проходит в несколько этапов, все этапы взаимосвязаны и от качества их проведения зависит итоговый результат исследования.
Основные этапы анализа:
- Выбор социальной группы, которая послужит объектом исследования. Определение основных целей исследования и формирование задач. Надо заметить, что цели исследования могут быть совершенно разные, в зависимости от того какая область социологии и психологии подлежит изучению и от того, что хочет заказчик исследования. На этом же этапе формируется общая концепция проведения анализа исследования. Также выводится предположительная теория или гипотеза, в зависимости от целей исследования;
Формирование критериев социометрического анализа. Анализ малой социальной группы чаще всего происходит посредством заранее составленных вопросов, на которые респонденты должны дать свои ответы. Ответы будут являться результатом исследования. Поэтому критерии необходимо подбирать не абстрактные, а именно в рамках исследуемого вопроса и задавать их таким образом, чтобы у участника исследования было, как можно меньше возможностей ответить не по теме исследования. Существуют несколько видов критериев:
- формальные и неформальные критерии, их особенность в том, что первые изучают группу с точки зрения официальной деятельности (например, профессиональные способности, командная работа персонала и т.п.), а вторые критерии, наоборот, изучают отношения между членами группы в неформальной обстановке (когда они не находятся в рабочей атмосфере);
- двойные и одинарные критерии анализа, они изучают межличностные отношения в группе между двумя людьми (двойные) и отношения в рамках лидера и его подчиненных, каждого в отдельности (одинарные);
- сильные и слабые критерии, позволяют проанализировать отношения внутри социальной группы, под сильными понимаются те, что достаточно прочные и их сложно разрушить, а слабые наоборот; прогностические критерии, они показывают, насколько верно понимает член группы свое назначение и место в данной группе.
Выбор самой процедуры исследования. Социометрия предполагает два варианта проведения анализа социальной группы: непараметрический и параметрический. В первом случае анализа, респонденту предлагается выполнить задание в ходе исследования, в котором может множество вариантов выбора, то есть не один или два, а много, при этом выбор не должен касаться самого участника (выбрать самого себя нельзя). Выбор может быть ограничен только количеством участников в группе. Во втором варианте выбор в рамках задания исследования ограничен, то есть по каждому заданию конкретное число выборов (обычно 3-5);
- Разработка социометрической карты исследования. Карта исследования представляет собой личный бланк каждого участника группы исследования, в карту заносят результаты задания, которые выполняет участник. Социометрическую карту необходимо грамотно разработать и составить таким образом, чтобы в дальнейшем было удобно заносить результаты исследования в сводную таблицу;
- Составление социоматрицы и ее оформление. Все результаты социометрического исследования заносятся в итоговую таблицу, которая называется «социоматрица». Данные берутся из социометрических карт участников по всем заданиям. Такая матрица может иметь разную форму, так как задания в исследованиях, в зависимости от целей и задач, меняются, следовательно, и социоматрицы и социометрические карты также разные. Далее, после социоматрицы, делается общая итоговая диаграмма, по общим данным исследования (по всей группе);
- Окончательный анализ данных и отчет. Когда социоматрица готова, появляется наглядная картина результатов исследования социальной группы. На этом этапе делаются окончательные выводы по группе, а также формируются предложения о том, как улучшить работу группы и их межличностные связи.
Таким образом, социометрический анализ групп дает полную картину взаимоотношений внутри этих групп, делая их достаточно прозрачными для дальнейшего изучения.