Социометрические исследования детей


Социометрические исследования детей

Социометрические исследования

Отношения между людьми достаточно сложны для изучения, однако прикладная наука социометрия способна охарактеризовать межличностные отношения внутри группы посредством их измерения и анализа.

Социальные группы образуются сами по себе или по принуждению. Например, если рассматривать группу школьников, которые учатся в одном классе, то данная социальная группа образована по принуждению, то есть в рамках государственной политики. А если внутри класса образовались небольшие группы по интересам, то в данном случае можно сказать, что такие отношения завязались сами по себе и их можно назвать свободными.

Определение 1

Социометрия - это наука, которая изучает все социальные группы, а точнее взаимодействие людей внутри этих групп с помощью различных методов и способов исследования.

Так, достаточно большой интерес у социологов вызывают социальные группы, образованные детьми, так как дети – это еще не сформированные личности, которые размышляют нестандартно и действуют в основном под влиянием внешних факторов или инстинктов.

Социометрические исследования детей

Проводить социометрические исследования в группах детей достаточно сложно, но интересно. В свое время этим озадачился ученый социолог Я. Л. Коломинский. Именно он предложил несколько моделей исследования в группах детей школьного возраста. Такими моделями исследования стали:

  • Модель первая – «Выбор в действии»;
  • Модель вторая – «У кого больше?».
Замечание 1

Есть еще третья модель под названием «Поздравь товарища», но она значительно реже используется на практике, чем две остальные.

Для реализации каждой модели Коломинский использовал эксперимент.

Итак, для проведения эксперимента требуется команда исследователей, которая подготавливает необходимые задания, предварительно общается с детьми, также ставит цели и задачи всей процедуры исследования.

Итак, реализация первой модели под названием «Выбор в действии». Из класса выводят всех учеников, кроме одного. Когда исследователи выводят детей из класса в другое помещение, они пытаются занять их полезным делом, чтобы немного отвлечь от эксперимента (например, рисование, чтение книг, пение и т.п.). Ученик, который остался один в классе получает задание: ему выдают три разные картинки (можно с изображением животных или просто вещей), каждая картинка помечена номером, который присвоен каждому ученику (ученики об этом не знают). Суть задания состоит в том, чтобы ученик положил три картинки любому одногруппнику или нескольким одногруппникам на парту (неважно кому), объяснять, почему он это делает, тоже не требуется. Такое задание выдается каждому ученику из класса по очереди.

Замечание 2

Здесь надо отметить, что исследователи должны очень внимательно контролировать процесс выбора учеником того одногруппника, которому он положит картинку. Необходимо подмечать все детали: долго думает перед выбором, использует считалку, делает выбор не задумываясь и т.д.

В процессе реализации первой модели исследователи формируют специальную таблицу, куда заносят результаты исследования, в этой таблице есть столбец с именами учеников, количество картинок у каждого и особые примечания. Такая таблица является необходимым элементом, так как именно на основании ее формируются основные результаты исследования.

Следующая модель под названием «У кого больше» обычно реализуется посредством эксперимента в группе детей 4-х лет. Рекомендуется проводить исследование 2 раза в год, чтобы сопоставить динамику изменений.

Суть эксперимента в том, что исследователи заранее готовят следующий материал для исследуемой группы:

  • Фотографии группы: на каждого ребенка отдельное фото;
  • Четыре макета, можно просто рисунки или фотографии. На рисунках или фото должно быть изображено 4 вида дома или строения: дворец, красивый, сказочный; обычный дом, который встречается в жизни на улицах; избы (можно фото старого деревянного деревенского дома); ветхое строение, чтобы было понятно, что дом уже не жилой, а потому выглядит как «изба на курьих ножках».

Далее каждого ребенка оставляют наедине с исследователями, они предлагают ему распределить каждого ребенка из группы, включая и себя в «домик» (предложенный макет). Также исследователи должны хорошо и правильно обосновать для чего ребенок будет это делать, с какой целью и что точно от него требуется. Обычно предлагают следующую версию задания: тех, кого больше любишь, отправь во дворец, тех, кого меньше в дом, если недолюбливаешь своего одногруппника, то можно поместить его в деревянную ветхую избушку.

Результаты такого эксперимента обычно заносятся в таблицы, на основании которых потом создаются круговые диаграммы, показывающие, в каких строениях находится больше детей, а в каких меньше, также известно где именно какие дети. Если в последний и предпоследний макет попадает много детей, то это говорит о серьезных социальных, психологических и педагогических проблемах в группе, которые необходимо решать.

Последняя модель «Поздравь товарища» основана на тех же принципах, что и две предыдущие, также ученики или дети дошкольного возраста, оставшись наедине с исследователями должны распределить подарки между своими одногруппниками. Обычно предлагается три или четыре варианта подарков, два наиболее актуальных (например, кукла или машинка) и два менее актуальных (например, зубная щетка или блокнот). Данные результата исследования также заносятся в сводные таблицы, на основании которых в дальнейшем выявляются лидеры и «аутсайдеры» в данной социальной группе детей.

Социометрические исследования детей очень важны, причем не, только для социологов, но и для родителей детей или воспитателей группы. Результаты всех экспериментов дают ответы на многие вопросы, связанные с поведением детей в группе. Анализ результатов показывает степень взаимопонимания детей в группе, насколько они сплоченные или, наоборот, разрозненные внутри коллектива.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :