Наука социология сочетает в себе множество разделов , тем и вопросов, связанных с изучением общества и общественных отношений.
Одним из подразделений науки социологии является прикладная наука социометрия.
Социометрия – это прикладная наука социологии, которая изучает межличностные отношения внутри группы путем различных измерений и анализа.
Социометрия является в большей степени практической наукой, а не теоретической.
Социометрия использует всевозможные методики проведения исследований, также они подходят для разнообразной аудитории. Социометрия используется в самых разных учреждениях, как государственных, так и негосударственных.
Социометрическое исследование позволяет ответить на следующие вопросы:
Данные вопросы считаются особенно важными для тех руководителей, которые хотят наладить общую атмосферу внутри своего предприятия или избавиться от ряда проблем, которые мешают компании развиваться.
Ввиду этого роль и значение социометрического исследования достаточно высока в современном мире. Надо заметить, что методы социометрии самые разные, они могут быть дешевыми или дорогими. Если говорить о дешевых методах исследований, то это в основном социологические опросы, тестирование. Более дорогие методы предполагают составление социоматрицы, проведение эксперимента и т.д.
Если говорить о государственных учреждениях, то в большинстве случаев социометрические методы и анализ проводиться бесплатно для организации, если речь идет о частных компаниях, то это только платная процедура.
Социометрические исследования могут проходить и в образовательных учреждениях, как в старших классах, так средних и младших.
Особенно актуально проводить социометрические исследования среди школьников младшего возраста, это объясняется рядом причин:
Социометрия помогает понять, что не так в коллективе, какие есть проблемы и где источник этих проблем, в чем он заключается.
Для изучения взаимодействий между детьми младшего возраста социометрия использует различные критерии исследования. Под критериями исследования понимают определенные действия, в ходе которых ребенок либо принимает своего одногруппника, либо отвергает его. Все критерии собираются в один тест, с помощью которого и можно выяснить общее психологическое настроение в группе, уровень сплоченности и т.д.
Тест для детей младшего возраста должен быть понятным, простым, чтобы ответы были односложными, это позволит повысить качество проводимого исследования и повысить интерес у детей. Если вопросы теста будут слишком сложными, то, скорее всего, дети не смогут сосредоточиться на сути исследования.
Чаще всего в социометрии используют два вида критерия – это положительные и негативные критерии.
Перед началом проведения социометрического исследования детей необходимо подготовить, рассказать им, в чем суть этого исследования, какие задачи преследует образовательное учреждения, проводя данное мероприятие.
По итогам исследования образовательное учреждение должно ответить на следующие основные вопросы: как решить существующие проблемы, которые есть в группе детей младшего возраста, какие мероприятия необходимо проводить, чтобы сплотить группу, как примирить учеников, которые видят в друг друге врагов или неприятелей, как объединить все мини – группы в одну большую группу и т.д.
Важно проводить исследование именно в группе детей младшего возраста, так как всем детям на протяжении многих лет придется учиться всем вместе в одном классе. Лучше разрешить имеющиеся проблемы на начальном этапе, а не тянуть до того момента, когда сплотить коллектив уже будет невозможно. В младших классах проблемы решаются быстрее, чем в старших классах.
Таким образом, социометрические исследования в области взаимоотношений детей младшего возраста необходимо проводить во всех образовательных учреждениях, что позволит создать благоприятную атмосферу для обучения детей, где им будет комфортно и спокойно.