Исследования в области социологии и психологии стали особенно востребованы в последнее время, так как в жизни людей многое меняется: мало времени на общении, проблемы личного и государственного характера, психологические проблемы и т.д. Все это приводит к тому, что между людьми начинает расти агрессия, неприязнь, что негативным образом сказывается на общественных и социальных отношениях.
Все люди в обществе поделены на так называемые социальные группы. Примером таких групп могут стать: рабочий коллектив отдельно взятой организации, класс учеников в школе, компания друзей, соседи по площадке в одном доме и т.п. Таких социальных групп огромное количество по всюду.
Социологам, как ученым, интересно изучать социальные отношения, которые складываются внутри таких групп. Изучение проходит по средствам прикладной науки социометрии, которая исследует эти группы, используя разнообразные методы и способы исследования.
Роль социометрии заключается в том, чтобы изучить саму суть межличностных отношений внутри социальной группы, дать этой группе тщательное описание, характеристику.
Надо заметить, что социометрия решает в основном задачи практического характера, а не теоретического, то есть те ситуации, где есть возможность проанализировать и оценить результат по средствам измерения чего – либо, используя разнообразные социометрические показатели.
Изучать и анализировать социальные группы гораздо проще, чем целое общество, также наука социометрия исследует сравнительно небольшие группы, их можно назвать микро - группами. Микро - группы поддаются более подробному исследованию, каждый член группы на виду и им легче управлять в период исследования, а также взаимодействовать с ним.
Наука социометрия в своих исследованиях дает достаточно точные и достоверные результаты, которые являются обоснованными и имеют доказательную базу (социометрические карты, таблицы, анкеты, собранные от участников исследования).
В виду этого считается, что результаты, собранные в процессе измерения достаточно надежные, на основании их можно делать выводы и внедрять реальные мероприятия по сплочению коллектива или улучшению межличностных отношений внутри группы.
В основу методов социометрии положены экспериментальные исследования.
Такие исследования дают количественную оценку социометрических критериев и качественную.
Для оценки данных критериев используют различные социометрические индексы.
Социометрические индексы – это показатели количественного характера, которые могут измерить свойства личности в группе, а также дают характеристику всей группы.
Социометрические индексы бывают двух видов:
Персональные индексы способны измерять свойства и характеристику отдельного индивида внутри социальной группы, его статус и эмоциональную экспансивность.
Статус каждого члена в группе важен для исследователей, так как он показывает место и роль участника группы по отношению к другим. В данном случае имеется в виду не статус профессиональный или должностной, речь идет о личном статусе, основанном на индивидуальных качествах характера или поведения, воспитания, культуры человека. Такой неформальный статус говорит о многом, так как он определяет значение этого члена группы для остальных (возможно, что простой служащий в коллективе важнее, чем начальник, так как обладает положительными личными качествами как человек и товарищ).
Эмоциональная экспансивность показывает степень потребности члена группы в общении с другими ее представителями. В зависимости от социально – психологических особенностей каждый член социальной группы ведет себя по – разному, кто-то много общается, кто-то мало, кто-то держится нейтрально, однако, необходимо учитывать не только внешнее поведение индивида, но и его истинные желания. Например, обычный служащий хочет общаться с менеджером среднего звена, но переживает, что разница в социальном статусе не позволит им наладить положительный контакт и поэтому общение не происходит.
Социологи выявляют и исследуют внутренние барьеры, которые не дают участникам группы вести себя в какой-то мере естественно. Преодоление таких барьеров и раскрытие характера личности позволит в дальнейшем улучшить психологический и социальный климат внутри коллектива, сделав его более сплоченным и комфортным для существования.
Групповые индексы позволяют изучить степень сплоченности всех членов группы. Такие индексы основаны на количестве положительных выборов внутри социальной группы, которая подлежит исследованию.
Групповые индексы рассчитываются как произведение между количеством членов исследуемой группы и количеством положительных выборов за минусом самого участника задания.
То есть когда выполняются задания исследования, сам участник не может сделать выбор за самого себя, именно поэтому в формуле он не участвует, однако он может сделать любое количество положительных выборов, не превышающих количество людей в группе.
В социометрии определены количественные параметры группы, чаще всего исследуемая социальная группа не должна превышать 30 человек. Поэтому, если групповые индексы показывают значение равное около 0,27, то считается, что в группе хорошо налажены межличностные отношения и особых социальных или психологических проблем нет. Если значение ниже 0,27, то в данном случае необходимо более конкретно анализировать результаты всех участников исследования.
Таким образом, социометрические индексы способны охарактеризовать личность с точки зрения социальной адаптации ее в группе и психологического настроя, также индексы показывают общую сплоченность коллектива. Индексы являются основой всех социометрических исследований, именно они дают количественную оценку межличностных отношений внутри социальной группы.